Птичий ботулизм. Этиология, признаки болезни, лечение, профилактика, диагноз, первая помощь, питание, диета.Инфекционные болезни

Птичий ботулизм

Перейти в оглавление раздела: Инфекционные болезни: диагноз, лечение, профилактика ...

* Ботулизм

Птичий ботулизм

Ботулизм – тяжелое заболевание, которым болеют и от которого часто умирают люди, подвержены этому заболеванию и птицы, так же, как и звери. Случаются даже эпидемии птичьего ботулизма...

Это было в сухую и жаркую осень 1982 года, когда при пролетании вдоль Каспийского побережья, на его юго-востоке, где море совсем мелкое и в плешинах высохших отмелей, у уреза воды повсюду виднелись птичьи трупы. В основном это были околоводные птицы: утки, чайки, кулики. ФотоСреди них часто попадаются пока живые, но больные, умирающие птицы. Они при беспокойстве не могут взлететь и спасаются пешком. При этом они падают, пытаются подняться, опять падают, упираясь клювами в землю...

Как выяснилось позже, эти птицы погибали от ботулизма. А причиной его было отравление токсином бактерии Clostridium botulinum. Этот анаэробный микроорганизм широко распространен в природе и прекрасно размножается в гниющих растительных остатках и трупах животных, а также в испражнениях зверей и птиц. Споры его можно обнаружить везде в почве, в прибрежном иле стоячих водоемов, в организме дождевых червей… Очень часто этими бактериями бывают заражены личинки мух, поедающие зараженные органические остатки.

Оптимальные условия для развития бактерий складываются при отсутствие доступа воздуха, повышенной влажности среды с нейтральной или слабощелочной реакцией и повышенной температуре порядка 25–38 °С. А вот при температуре среды ниже 8 °С, в кислой реакции среды или в среде с концентрацией поваренной соли более 10% микроб практически не размножается.

Очень устойчив токсин, который выделяют возбудители ботулизма - он может сохраняться месяцами. Зато если токсин растворен в любой жидкой среде, то его можно легко разрушить кипячением в течение не менее 15–20 минут. Но когда токсин содержится в твердом веществе, то даже продолжительное двухчасовое кипячение не разрушает его.

Следует отметить, что токсин ботулизма является самым сильным из известных бактериальных ядов. Отметим, чтобы убить, например, морскую свинку, достаточно ввести токсин подкожно в концентрации всего 1:10 000 000! Но в организм позвоночного токсин обычно попадает вместе с зараженной бактериями пищей. Желудочный сок и другие пищеварительные ферменты не способны разрушить этот яд, поэтому он легко всасывается в кишечнике и разносится кровью по всему организму. А действует токсин ботулизма подобно яду кураре – он подавляет выделение ацетилхолина, блокируя передачу нервных импульсов. Поэтому, нарушение иннервации постепенно сначала расслабляет, а затем и отключает мышцы, в том числе дыхательные и сердечную. Непрерывное раздражающее действие токсина на окончания периферических нервов нарушает координацию работы органов и систем организма, влияет на деятельность продолговатого мозга и коры. В результате этого мышечный тонус резко падает, все движения затрудняются на фоне возникающих множественных параличей, при параличе мышц дыхательной системы наступает удушье и смерть.

В 1917 году Е.Диксон установил, что распространенная в США болезнь кур под названием «мягкая шея» связана именно с отравлением токсином ботулизма. Аналогичную причину имела и «западная болезнь диких уток», от которой в 1930–1935 гг. в США и Канаде ежегодно погибали сотни тысяч птиц. Дальнейшие исследования показали, что на Американском континенте тяжелейшие эпизоотии среди птиц случаются вплоть до настоящего времени весьма регулярно. Бывают некоторые неблагоприятные годы, когда вымирает практически все поголовье утиных ферм и погибает множество диких водоплавающих птиц. Поражает ботулизм и таких птиц, как гуси, куры, фазаны, голуби, кулики. Хотя самые массовые заболевания характерны прежде всего для водоплавающих и околоводных видов, населяющих мелкие стоячие водоемы, изобилующие растительными остатками и грязью, имеющую щелочную реакцию. В жаркое время именно в таких водоемах массово гниют водоросли, а водная среда резко обедняется кислородом. Утки, прополаскивая грязь своими клювами, заглатывают вместе с пищей и водой и огромные количества образующегося токсина.

Другие виды птиц, как например, чайки, заражаются, расклевывая инфицированных ботулизмом рыб. А в 1954 году была зарегистрирована вспышка ботулизма среди фазанов, расклевывавших разлагающиеся трупы диких лесных кроликов, в которых во множестве выводились личинки зараженных ботулизмом мух. Ситуацию осложнило и то обстоятельство, что заглоченные птицами бактерии способны продолжать размножаться и продолжать продуцировать токсины уже в зобе.

А птица, получившая дозу токсина становится вялой, передвигается с трудом, очень неохотно ест и пьет. Глаза больной птицы обычно полузакрыты, а рот забит слизью. Наблюдаются также поносы или запоры у больных птиц, выпадение перьев, а иногда и понижение температуры тела. Постепенно развиваются параличи крыльев, ног и шеи, тогда она уже не может держать голову, поэтому опускает ее вниз, опираясь клювом в землю.

Болезнь обычнно длится несколько дней, при этом очень многие птицы погибают, а те особи, которые получили небольшую дозу токсина, могут оправиться и выздороветь.

Хотя птичий ботулизм, как массовое заболевание, характерен для Американского континента, но у нас до 1982 года в таких масштабах не наблюдались. И только в тот год,  на Каспии имело место роковое для птиц и в высшей степени благоприятное для интенсивного размножения ботулинических бактерий стечение экологических факторов. Причем, размножившийся штамм возбудителя оказался только птичьим, а на млекопитающих и человека он практически не действовал. После этого эпизоотии птичьего ботулизма повторялись в этих местах еще несколько раз, но масштаб их был уже значительно меньшим.

Следует помнить, что ботулизм представляет большую опасность для птицеводческих хозяйств, где возбудители ботулизма могут размножаться в подмоченных, затхлых, самонагревающихся комбикормах с высоким содержанием овса, ячменя и пшеницы. Именно здесь размножению микробов и образованию токсинов способствуют повышенные температура и влажность, а также оптимальная кислотность среды и практически бескислородные условия.

Чтобы защитить домашних птиц от ботулизма необходимо, исключить из рациона порченые корма, а субстрат в птичниках надежно обезвреживают, воздействуя на него в течение 10 минут влажным жаром с температурой порядка 120 °С. В жаркие месяцы мелкие водоемы необходимо очищать от гниющей растительности, высушивая и затем сжигая ее на берегу.

В качестве лечения заболевшей или подозрительно ведущей себя птице, если она еще способна принимать корм и пить, необходимо периодически давать слабительные средства. Хороший эффект дает горькая соль, которую смешивают с мучным кормом из расчета 500 гсоли на 100 птиц. Кроме того больных птиц нужно передерживать в затененных и прохладных местах. В начале болезни хорошее действие оказывает противоботулиническая сыворотка, которую также применяют с профилактическими целями.

Читать дополнительно: Ботулизм