Нервная система гидры. Гидра.Размеры щупальца гидры. Род: Hydra = Гидры.

Род: Hydra = Гидры

Hydra = Гидры

Род: Hydra = Гидры

Читать дополнительно: *Гидра в аквариуме...; Гидры (видео, смотреть); Рост и регенерация гидры

Для гидр характерна примитивная диффузная нервная система, образованная в эктодерме нервными клетками в виде рассеянного нервного сплетения. В энтодерме имеются только отдельные нервные клетки, а всего у гидры около 5000 нейронов. Нервные сплетения тимеются на подошве, вокруг рта и на щупальцах. Есть данные, что у гидры имеется околоротовое нервное кольцо, аналогичное таковому зонтика у гидромедуз. Хотя у гидры нет четкого деления на чувствительные, вставочные и моторные нейроны, но тем не менее, имеются чувствительные и ганглиозные нервные клетки. Тела чувствительных клеток расположены поперек эпителиального пласта, они имеют неподвижный жгутик, окруженный воротничком из микроворсинок, который торчит во внешнюю среду и способен воспринимать раздражение. Отростки ганглиозных клеток расположены в основании эпителиально-мускульных и не выходят во внешнюю среду. Гидра - самое примитивное животное, в нервных клетках которого обнаружены чувствительные к свету белки опсины, которые у гидры и человека имеют общее происхождение. В целом, наличие нервной системы у гидры, позволяет ей осуществлять простые рефлексы. так, гидра реагирует на механическое раздражение, температуру, освещённость, наличие в воде определенных химических веществ и на ряд других факторов внешней среды.

Hydra = ГидрыСтрекательные клетки образуются из промежуточных только в области туловища. Стрекательных клеток у гидры около 55.000 и они наиболее многочисленные из всех клеточных типов. Каждая стрекательная клетка имеет стрекательную капсулу, которая ззаполнена ядовитым веществом, а внутрь капсулы ввёрнута стрекательная нить. На поверхности клетки ртся только чувствительный волосок, при раздражении которого тут же наружу выбрасывается нить и поражает жертву. Стрекательная клетка после выстреливания нити погибает, а на ее месте из промежуточных клеток образуются новые.

У гидры различают четыре типа стрекательных клеток. Первыми при охоте гидры выстреливают десмонемы (вольвенты): их спиральные стрекательные нити опутывают выросты тела жертвы и обеспечивают ее удержание. Когда жертва пытается рывками освободиться, от вызванной ими вибрации срабатывают стенотелы (пенетранты), имеющие более высокий порог раздражения. А шипы, имеющиеся у основания их стрекательных нитей, заякориваются в теле добычи, а через полую стрекательную нить в ее тело вводится яд. Большие глютинанты (их стрекательная нить имеет шипы, но не имеет, как и у вольвент, отверстия на вершине), видимо, в основном используются для защиты. Малые глютинанты используются только при передвижении гидры для прочного прикрепления щупальцами к субстрату. Их выстреливание блокируется экстрактами из тканей жертв гидры.

На щупальцах гидры находится самое большое количество стрекательных клеток, которые образуют здесь стрекательные батареи. В состав стрекательной батареи обычно входит одна крупная эпителиально-мускульная клетка, в которую погружены стрекательные клетки. В центре батареи находится крупная пенетранта, вокруг нее — более мелки вольвенты и глютинанты. Книдоциты соединены десмосомами с мускульными волокнами эпителиально-мускульной клетки.

Сверхвысокоскоростная киносъемка выстреливания пенетрант гидры показала, что весь процесс выстреливания занимает около 3 мс. Причем в начальной фазе выстреливания скорость достигает 2 м/c, а ускорение составляет около 40.000 g; что видимо, является одним из самых быстрых клеточных процессов из известных в природе. На ранней фазе выстреливании нематоцист скорость этого процесса составляет 9-18 м/с, а ускорение составляет от 1.000.000 до 5.000.000 g, что позволяет нематоцисте массой около 1 нг развивать на кончиках шипов (диаметр которых составляет около 15 нм) давление порядка 7 гПа, что сравнимо с давлением пули на мишень и позволяет пробивать достаточно толстую кутикулу жертв...