Терновый венец - морская звезда, акантастер (Acanthaster planci)Причины гибели коралловых рифов.Происхождение и жизнь кораллового рифа. Коралловые рифы. Anthozoa Ehrenberg, 1834 = Кораллы, коралловые полипы

Терновый венец, акантастер

Перейти в оглавление раздела:Тип Иглокожие

Терновый венец, акантастер (Acanthaster planci)

Многолучевая морская звезда Терновый венец или акантастер (Acanthaster planci) из семейства Acanthasteridae, обитает на коралловых рифах тропической части Индийского и Тихого океанов, а также Красного моря. Но особенно многочисленна она на Большом барьерном рифе у берегов Австралии.

Морская звезда Терновый венец, акантастер

Морская звезда терновый венец имеет диаметр тела до 50 см. на теле количество лучей колеблется в пределах 12—19, но с возрастом их число обычно увеличивается. Максимальное число лучей у этой звёзды - 23. Окраска тела тернового венца может варьировать от оранжевой до зеленовато-синей или даже пурпурной. Все тело снаружио покрыто многочисленными острыми иглами, длина которых достигает 3 см (отсюда, по-видимому, и пошло название «терновый венец»). Терновый венец - это единственная известная ядовитая морская звезда. У нее у оснований игл находятся ядовитые железы, поэтому уколы иглами этой звезды очень болезненны и вызывают серьёзное отравление даже у человека.

Терновый венец размножается, в середине лета только один раз в год. В это время самцы и самки синхронно выпускают в воду свои половые продукты: сперму и икринки. Число икринок только у одной крупной самки тернового венца может достигать огромной величины: 20 млн. штук. Оплодотворение их происходит в воде, а затем из оплодотворённых икринок развиваются личинки, так называемые бипиннарии. Они в отличие от взрослых особей ведут планктонный образ жизни. В это время их в огромных количествах с удовольствием поедают многочисленные рифовые рыбы. Через 2—3 недели выжившие личинка тернового венца оседают на дно, где вскоре и превращаются в крохотную морскую звездочку, на которой можно увидеть 5 лучей. Этими молодыми и беззащитными звездочками питаются морские кольчатые черви, ракообразные и моллюски, однако очень быстро ни становятся ядовитыми, и количество их смертельных врагов резко сокращается. Взрослых размеров терновый венец достигает к концу второго года жизни.

Звезда Терновый венец, акантастер

Морская звезда терновый венец питается полипами рифообразующих кораллов. Забравшись на коралл и закрепившись на нем, эта морская звезда выворачивает желудок, накрывая им участок коралла, по площади примерно равный ее телу. Пищеварительные ферменты выделяемые желудком, проникают сквозь поры известкового скелета кораллов внутрь и вскоре превращают полипов в полужидкий питательный бульон, который морская звезда и поглощает. Кормится терновый венец в одиночку в ночные часы, держась для удобства в некотором отдалении от других таких же особей терновых венцов. Одна взрослая звезда в год по разным данным поедает от 6 до 13 кв.м. кораллов. Случающиеся вспышки численности тернового венца весьма пагубно сказываются на жизни всей экосистемы кораллового рифа. Так, в 60-х гг. XX в. такая вспышка привела к полному уничтожению кораллов на значительных территориях в районе острова Гуам и у островов Фиджи. Дважды это происходило и на Большом Барьерном рифе — с 1962 по 1971 г. и с 1979 по 1991 г., когда большие площади кораллов в его центральной части уничтожались этой морской звездой. В настоящее время для защиты рифов были разработаны меры борьбы с терновым венцом, которые сводятся в основном к их массовому отлову и уничтожению звёзд путем инъекции формалина.

Причины вспышек роста численности популяции терновых венцов окончательно не установлены. Хотя, по-видимому, в них повинно истребление естественных врагов тернового венца: в частности хищных рифовых рыб (Arothron hispidus, Balistoides viridescens), креветок-арлекинов (Hymenocera picta) но, главное, моллюска харония или рога Тритона (Charonia tritonis). Кроме того, на численность звезды могло повлиять сокращение численности рифовых организмов, питающихся как яйцами, так и личинками морских звёзд и их молодью. При этом, анализ буровых кернов, полученных на Большом Барьерном рифе, показал, что подобные вспышки численности популяции этой морской звезды происходили и раньше, то есть предположительно они носят некий циклический характер. Тем не менее, одной из основных мер по восстановлению экологического равновесия на коралловых рифах стало введение строжайшего запрета на отлов и продажу моллюска тритона...