Морская звезда, морские звезды. Иглокожие. Echinodermata = Иглокожие. Морская звезда, морской еж, голотурия, морской огурец.

Виды морских звезд

Морские звезды - Astropecten

Царство: Animalia, Zoobiota = Животные

Тип: Echinodermata = Иглокожие

Класс: Asteroidea de Blainville, 1830 = Морские звезды

Читать об Иглокожих: * Тип Иглокожие

* Морская звезда - терновый венец

Обыкновенная амурская звезда = Asterias amurensis Lutken, 1871

Морские звезды - Asterias

Самая распространенная и часто встречающаяся морская звезда Южного Приморья. Астерии имеют широкий центральный диск, от которого отходят 5 широких, уплощенных, с тонкими, почти острыми, боковыми краями, заостряющихся на концах лучей, размах которых у крупных форм достигает 30 см.  Брюшная сторона очень плоская. Спинные иголки мелкие, обычно тупо-конусовидные, одиночные. Наиболее крупные из них иногда располагаются по средней линии луча. Окраска очень изменчивая, варьирует от охристой до темно-фиолетовой, но преобладают желтовато-бурые, иногда розовато-бурые формы. Встречаются на литорали до глубин 30-40 м, глубже редки. Предпочитают песчаные и каменистые грунты. На литорали попадаются среди камней и зарослей водорослей. На крупных слоевищах водорослей молодь астерий образует огромные скопления (“детские сады”), мелким бисером покрывая поверхность макрофитов. Крупные астерии нередки в весьма загрязненных человеком бухтах , где другие виды звезд уже не выживают.

Амурские звезды - хищники, нападающие на моллюсков (гребешки, устрицы, мидии) и других иглокожих, и трупоеды. В местах больших скоплений нередко наблюдается каннибализм. Иногда под водой можно наблюдать своеобразные “шары” из многих астерий, облепивших жертву вывернутыми желудками.

Морские звезды - Astropecten

Из особенностей биологии астерий интересен их симбиоз (взаимовыгодное сожительство) с многощетинковыми червями-арктоное (Arctonoe vittata), живущими в амбулакральных бороздах звезды. Червь получает остатки пищи хищника, а в свою очередь объедает с поверхности звезды многочисленных эпибионтов (обрастателей), выступая в роли чистильщика.

В Южном Приморье период нереста астерий растянут и обычно состоит из двух этапов: июнь-июль и сентябрь. Амурские астерии образуют плотные нерестовые скопления. Интересно нерестовое поведение этих звезд. Самки приподнимаются над грунтом на лучах и их половые продукты скапливаются между лучами в виде небольших (2-3 см) оранжеватых холмиков. Самцы ползают вокруг нерестящихся самок, слегка приподнимая центральную часть и выметывают свои половые продукты белого цвета. Затем звезды обоих полов начинают ползать в районе нерестилищ, одновременно перемешивая половые продукты и охраняя их от молоди рыб и различных ракообразных. Такой тип поведения также можно назвать заботой о потомстве. Личинка астерий рий планктотрофная.

Соластер тихоокеанский = Solaster pacificus Djakonov, 1938

Морские звезды - Solaster

Эти холодноводные звезды предпочитают большие глубины и встречаются в Южном Приморье, как правило, глубже 60-70 м.

Тихоокеанские соластеры имеют широкий немного выпуклый на спинной стороне диск, от которого отходят 7-8 закругленных на боках и слегка вздутых лучей, хотя другие представители этого рода звезд обычно имеют больше 10 лучей. Это - крупные звезды с размахом лучей до 30 см. Центральная часть диска и широкие полосы вдоль лучей имеют темно-фиолетовую окраску и резко выделяются на общем оранжево-красном фоне. Верхняя (спинная) поверхность соластеров покрыта сближенными пучками низких разноразмерных иголочек, сидящих на общих основаниях - паксиллами.

Особенности размножения и биология тихоокеанских соластеров изучены недостаточно. Личинки лецитотрофные.

Морские звезды - Luidia Луидия двуиглая = Luidia quinaria Martens, 1865 bispinosa Djakonov, 1952

Эта звезда имеет сильно уплощенное тело с 5 длинными, узкими, заостряющимися на концах лучами. Размах лучей луидий достигает 30 см. С поверхностной (спинной ) стороны центральный диск и лучи луидии темно-бурые с фиолетовым отливом иногда почти черные, а нижняя (брюшная) сторона и бока лучей - оранжево-желтые. По краям лучей на спинной стороне хорошо заметны верхние краевые (маргинальные) пластинки. Сама спинная поверхность ровная и покрыта напоминающими квадратики паксиллами - группами мелких иголочек, сидящих на одном стерженьке. По бокам лучей имеются крупные уплощенные иглы и мелкие иголочки, отходящие от нижних краевых (маргинальных) пластин.

Живут они на илистых, заиленных или песчаных грунтах на глубинах от 3 до 100 м. Луидии имеют планктотрофных личинок.

Морские звезды - LuidiaКроссастер = Crossaster papposus (Linnaeus, 1768)

(Из этого вида выделяют самостоятельный япономорский вид - Crossaster japonicus (Fischer, 1911), обитающий в Приморье на очень больших глубинах)

Кроссастеры имеют очень широкий уплощенный диск, от которого обычно отходят 10-11 коротких лучей, хотя их число может варьировать от 8 до 16. Размах лучей достигает 35 см. Со спинной стороны диск обычно ярко-красный, а лучи беловатые с широкой красной поперечной полосой; брюшная сторона беловатая. Поверхность спинной стороны несет многочисленные узкие пластинки, образующие широкую сеть в виде петель. Спинные паксиллы вооружены длинными иглами.

Обитают кроссастеры на глубинах от нескольких десятков метров до 2 км, населяя различные типы грунтов. Кроссастеры - хищники, активно нападающие на различных моллюсков и других иглокожих, например звезд, иногда превышающих агрессора по размаху лучей. Может поедать даже актиний, на которых не отваживаются нападать другие хищники. Отмечались нашествия кроссастеров на устричные банки.

Особенности размножения в водах Приморья изучены недостаточно. Личинки лецитотрофные.

Генриция Хаяши = Henricia hayashi Djakonov, 1961 Морские звезды - Luidia

Систематика рода рода Генриций очень затруднена из-за большого количества видов и большой видовой изменчивости этих звезд, особенно тихоокеанских представителей. Для северо-западной части Тихого океана отмечено 28 видов Генриций, из которых 7 видов отмечены для залива Петра Великого в Южном Приморье. Обитают Генриции на глубинах от нескольких десятков до нескольких сот метров.

Генриции - 5-лучевые, тонкие звезды, с шероховатой на ощупь спинной поверхностью, характеризующиеся сетчатым, петлистым микрорельефом на относительно небольшом центральном диске и округлых лучах. В редких случаях встречаются 6-лучевые звезды. Прижизненная окраска Генриций обычно красная, краснокирпичная, оранжевая.

Мы выделили Генрицию Хаяши как самый мелководный вид, обитающий только в Японском море и встречающийся в Южном Приморье на глубинах от 25 до 45 метров на каменистых грунтах, тогда как другие приморские Генриции обычно встречаются глубже 40 м. Размах лучей Генриции Хаяши - до 10 см.

Очень интересны особенности биологии Генриций, а именно - проявление заботы о потомстве. Все виды этого рода - живородящие и не имеют свободноплавающей планктонной личинки. Перед откладкой яиц самка прикрепляется лучами к подводным предметам и приподнимает остальную часть лучей и центральный диск, образуя подобие колокола. В это замкнутое пространство откладываются яйца, которые развиваются в клубках около рта (или даже во рту матери) в лецитотрофную личиночную стадию, а затем и в маленькую звезду. Все это время (обычно до 3 недель) Генриция-мать сохраняет свою позу и не принимает пищу.

Источник: http://www.fegi.ru