Златогузка. Euproctis chrysorrhoea (Linnaeus, 1758) = Златогузка. Волнянки Бабочки Lymantriidae = Волнянки. Бабочки

Семейство: Lymantriidae = Волнянки

Вид: Euproctis chrysorrhoea (Linnaeus, 1758) = Златогузка

Читать дополнительно: Волнянки

Златогузка. Euproctis chrysorrhoea

Бабочка златогузки Euproctis chrysorrhoea (Linnaeus, 1758) имеет размах крыльев в пределах от 30 до 35 мм. От близкого и похожго на неё вида -  желтогузки (Euproctis similis), златогузка отличается большим размахом крыльев а также размерами жёлтой области на брюшке. Кроме того верхняя сторона крыльев златогузки чисто белого цвета без всяких чёрных пятен, которые характерны для окраски крыльев желтогузки.

Самцы златогузки имеют конец брюшка окрашенный в ржаво-красный цвет, у самок же брюшко имеет более широкую коричневатую область. Некоторые особи дополнительно ещё имеют в задней части тела щетину жёлто-коричневого цвета.

Златогузка. Euproctis chrysorrhoea

Златогузка широко распространена по всей Европе, встречаясь на севере вплоть до Центральной Швеции и юга Финляндии. Ареал златогузки занимает и юго-западное Средиземноморье и Иберийский полуостров, а на восток он проитирается до России. Примерно 100 лет назад златогузка была завезена и в Северную Америку, где этот вид прекрасно прижился.

Основными, наиболее важными местообитаниями этого вида являются парки и фруктовые сады, хотя в старые времена основным биотопом златогузки были светлые лиственные смешанные лесные массивы.

Златогузка. Euproctis chrysorrhoea

В период размножения, вскоре после спаривания, самка откладывает около 200 яиц в одну кучу, после чего распределяет по яйцекладке волосы с задней части своего туловища, которые служат защитой для яиц от различных хищников. После такой маскировочной процедуры яйцекладка выглядит как древесная губка, и поэтому птицы, как правило, сразу обнаружить её не могут.

Златогузка. Euproctis chrysorrhoea

В начале осени (в сентябре) из отложенных самкой яиц появляются гусеницы, которые остаются вместе длительное время сооружая общее совместное паутинное жилище.  Молодые гусеницы в нем зимуют, а с весны начинают активно питаться все расширяя свое гнездо, связывая вместе листья крупными, белыми, пушистыми нитями длиной от 8 до 10 см. Гусеницы обычно питаются такими лиственными породами деревьев, как дуб, вишня, слива, яблоня и груша, а также листьями других розоцветных деревьев и кустарников.

Златогузка. Euproctis chrysorrhoea

К июню гусеницы вырастают и начинают вести самостоятельный образ жизни. К этому времени гусеницы достигают в длину примерно от 35 до 40 мм. Их тело покрыто длинными волосками и имеет серо-чёрный цвет, с бело-красным рисунком. Примерно в июне гусеницы завершают питание и окукливаются. Вскоре из куколок появляются имаго и начинается лёт имаго, который обычно продолжается с конца июня и до начала августа. Лет завершается спариванием и откладкой самок яиц.

Златогузка предпочитает для питания листья деревьев и кустарников в открытом ландшафте, а также заселяет в садах фруктовые деревья. При высокой численности златогузки нередко дело доходит до сплошного объедания садовых фруктовых деревьев, поэтому златогузка рассматривается по отношению к человеку как вредитель.

Волоски гусеницы златогузки при соприкосновении с кожей человека наносят ей микротравмы. И как результат - прикосновение к гусенице может вызвать не только сыпь на коже рук и теле, но  возможны даже рубцы на коже, и даже некоторые проблемы с дыханием.

Читать дополнительно: Волнянки