Бабочки павлиноглазки, сатурнии. Чешуекрылые. Отряд: Lepidoptera = Чешуекрылые (Бабочки)

Семейство: Saturniidae = Павлиноглазки

Сатурния

Семейство: Saturniidae Boisduval, 1837 = Павлиноглазки

Семейство Павлиноглазки = Saturniidae имеет несколько синонимов, и в частности сатурнии, или глазчатки. Представители этого семейства имеют всесветное распространение, но наиболее богато они представлены в тропических и субтропических районах как Старого, так и Нового Света. В настоящее время в мировой фауне насчитывается около 2300 видов, относящихся к 169 родам. Из них в Палеарктике обитает около 30 видов, а в Европе всего 10. На евразийских просторах России регистрируется около 20 видов павлиноглазок. Lonomia = Лономия

Все представители семейства Павлиноглазки - это крупные или очень крупные бабочки, имеющие большие и широкие крылья. Размах крыльев большинства видов павлиноглазок мировой фауны составляет от 80 до 140 мм, а самка Павлиноглазки геркулес можэет иметь и до 28 см. На каждом крыле имеется крупное дискоидное «глазчатое» пятно, за что представители этого семейства и получили свое название: "Павлиноглазки ". Задние крылья у представителей ряда родов украшены лировидно вытянутыми анальными углами, которые имеют вид хвостов, поддерживающихся удлиненными и изогнутыми жилками М3, Сu1, Сu2 и А2.

Густо опушенное тело по форме вальковатое. расположенные на голове усики перистые, и кроме того с 2 парами выростов на каждом членике. Самцы имеют выросты значительно крупнее, чем самки, поэтому усики у самок иногда гребенчатые. Ротовые органы у бабочек полностью редуцированные и неспособные к приему какой либо пищи: хоботок у одних видв недоразвит, у других и вовсе отсутствует. Губные щупики обычно хорошо развитые и торчащие впереди лба, по форме они прямые или несколько изогнутые вверх, у некоторых видов они очень маленькие и едва заметные. На голенях задних ног имеется по 2—3 шпоры, сами ноги укороченные.

Сатурния

По образу жизни - это сумеречные и ночные бабочки, при этом у некоторых видов самцы более активны, нередко летают и в светлые дневные часы. Самцы наделены исключительно тонким обонянием, благодаря которому они способны находить самок на расстоянии до 1 км и более по выделяемым ими половым феромонам.

Гусеницы старших возрастов довольно крупные, их тело густо покрыто длинными волосковидными щетинками. Значитльно реже встречаются голые гусеницы с яркими бородавками несущими на себе пильчато зазубренные шипы и щетинки. Гусеницы по способу питания, как правило, полифаги, и только у отдельных видов они олигофаги или монофаги, так как трофически связаны с несколькими близкими видами растений. Развитие большинства видов гусениц проходит главным образом на широколиственных древесных и кустарниковых растениях, и только некоторые виды могут питаться на хвойных породах. После завершения питания гусеницы окукливаются в грубоячеистых или в плотных шелковистых коконах. Вне тропиков, в умеренной зоне павлиноглазки дают 1 поколение в год.

Из коконов некоторых сатурний люди научились получать натуральный шелк.

Смотреть видео: Миграции походных шелкопрядов