Прыгающий паук-волк.

Прыгающий паук-волк

Прыгающий паук-волк

Читать дополнительно: * Мимикрия бабочек (под несъедобных бабочек)

Прыгающий коста-риканский паук P. formosa.

Он допрыгался в хорошем смысле слова, а вот кузнечик — нет… (фото Jadranka Rota, David L. Wagner).

Эта ситуация показалась исследовательнице крайне любопытной, и она решила выяснить, в чём причина таких действий насекомых. Ядранке показалось, что своими движениями бабочки чем-то напоминают прыгающих пауков, живущих здесь же. И она предположила, что в этом деле прослеживается "паучий след".

Прыгающие пауки P. formosa — известные на территории Коста-Рики хищники. Эти существа славятся своим зрением, очень острым для пауков, а также резкими "скачущими" движениями, из-за которых они и получили своё биологическое "прозвище".

Рота и Вагнер взяли этих пауков, наловили разных бабочек и стали экспериментировать. Опыт был несложный: в банку к паукам подсаживали несчастных испытуемых и смотрели, что будет происходить.

В общем, в случае с обычными бабочками результат был предсказуемым: пара паучьих прыжков — и привет (файл MOV, 10,7 мегабайта). Однако B. hexaselena так просто не сдавались. При виде паука они топорщили крылышки и начинали перемещаться мгновенными короткими перебежками — так же, как и их потенциальные убийцы.

Иногда пауки распознавали имитацию со всеми последующими трагичными последствиями, но редко — всего в 6% случаев. И немудрено, так как перевоплощение было очень артистичным.

Бабочки, представьте себе, не только прикидывались своими среди чужих, но и подскакивали к паукам, обходили их вокруг и топали себе спокойненько дальше! Причём порой действовали так активно, что пауки пугались и шарахались в сторону (смотрите ролик — файл MOV, 16,3 мегабайта). Тут уж не до атаки: теперь самому бы остаться живым, хотя пауку и невдомёк, что его стращает собственная еда.

Эдакое подражание хищнику встречается в природе крайне редко, и о том, каков механизм этого явления, как оно возникает и управляет экосистемами, учёные пока мало что знают.

Как раз его смысл и пытается понять Ядранка Рота. Она говорит, что мимикрия такого рода нужна тем видам, которым со своим "главным" хищником приходится встречаться постоянно. А это значит, что каждый раз притворяться гораздо легче, чем "делать ноги"..