Развитие матки. Откладка яиц маткой. Спаривание у пчел. Половая система пчел. Матка медоносных пчел. Медоносные пчелы: содержание и разведение. Содержание, разведение, кормление.

Развитие матки

Перейти в оглавление раздела: Пчелы

Развитие матки

Читать: Развитие пчелы

Пчелы выращивают маток в особых больших ячейках — маточниках, отстраиваемых при подготовке к роению на ребрах сотов, а при внезапной гибели матки - и на обычных пчелиных ячейках. При подготовке к роению сначала пчелы делают небольшие круглые ячейки-мисочки, в которые матки кладут яйца. У маток стадия яйца длится тоже трое суток. Вышедшей личинке пчелы очень много молочка и она буквально плавает в нем. При этом молочко для маточных личинок отличается от молочка для рабочих пчел своим химическим составом. Такое молочко пчелы дают маточной личинке в течение всего развития, тогда как личинки рабочих пчел получают молочко только первые 2,5—3 дня.

По мере роста личинки, пчелы удлиняют стенки мисочки, превращая ее в открытый маточник. Через 5,5—6 суток личинка заканчивает рост, и пчелы запечатывают маточник, который тогда имеет вид желудя. В запечатанном маточнике обычно остается довольно много несъеденного корма. Этим кормом личинка продолжает питаться во время прядения кокона. Кокон состоит из крышечки и стенок, а нижняя часть маточника с кормом коконом не выстилается вовсе. Через 7,5—8 суток в маточнике заканчивает свое формирование матка, которая прогрызает круглое отверстие на вершине маточника и выходит из него. Всего для развития матки требуется 16—17 дней (3 дня - яйцо, 5,5—6 дней — личинка, 7,5—8 дней — личинка и куколка в запечатанном маточнике).

Важным для семьи является и тот факт, что пчелы могут вывести матку практически из любой пчелиной личинки 1-2-дневного возраста. Для этого они сгрызают окружающие ячейки, уничтожая развивающихся в них личинок, и расширяют выбранную ячейку, перестраивая ее в маточник. Одновременно они дают личинке маточное молочко и создают ей условия, необходимые для развития матки.

Такие маточники, отстроенные на плоскости сота с расплодом, в отличие от первых, роевых (на ребрах сотов), называют свищевыми. Свищевых маток пчелы выводят в случае неожиданной потери или гибели старой матки, если в гнезде имеется молодой пчелиный расплод.

Читать: Развитие пчелы