Планария: история из жизни замечательных червей: содержание и разведение. Содержание, разведение, кормление.

Планария: история из жизни замечательных червей

Вид: Ijimia tenuis = Многоглазая планария Вид: Dugesia tigrina = двуглазая планария

Царство:Animalia, Zoobiota = Животные

Тип: Plathelminthes = Плоские черви

Вид: Dugesia tigrina = двуглазая планария

Читать: Планария;(2);(3);(4)

....Последовали эксперименты с выделением общей РНК из обученных планарий и кормлением ею голодных червей, а также введением ее путем инъекций. Результаты иногда давали положительный эффект.

Эти сенсационные опыты и мысли Мак-Коннелла вызвали в широких научных кругах ажиотаж и вскружили многие головы, имевшие весьма малое отношение к предмету. Разные лаборатории принялись обзаводиться планариями и кое-как «обучать» их, резать, кормить разными РНК и т.д.

Иногда опыты Мак-Коннелла удавалось воспроизвести, иногда его результаты опровергались. Часто эксперименты ставились неумело. В мировой научной и околонаучной печати шумели дискуссии. Наконец, ажиотаж улегся. Мысли Мак-Коннелла не были ни доказаны, ни опровергнуты, и, главное, результаты многолетних опытов не получили объяснения. Американский зоопсихолог умер под натиском критики, а его сотрудники разбрелись по другим лабораториям.

На родной почве

Отечественные биологи не остались в стороне от описанного ажиотажа. На начало 60-х годов пришлась организация Научного центра биологических исследований в Пущине-на-Оке. В этом Центре предполагалось развивать новые идеи на основе современных подходов и методов преимущественно физико-химической направленности. Заместителем директора-организатора был назначен работавший до того сотрудником Отдела науки ЦК А.Н.Черкашин (в ранней молодости Ч физиолог, ученик академика Л.А.Орбели). В Научном центре планировалось создать Институт проблем памяти. бта идея, в частности, была навеяна «планарной» сенсацией и достижениями молекулярной биологии. Дело в том, что работы Мак-Коннелла также стали причиной возросшего во всем научном мире интереса к явлениям памяти. Он коснулся и организаторов Центра. Имея известную свободу действий и будучи человеком увлекающимся, Черкашин решил тоже принять участие в исследовании памяти на планариях. С этой целью он взял на работу несколько молодых биологов: Инну Шейман, только что защитившую кандидатскую диссертацию по высшей нервной деятельности; бмму Сергееву, окончившую -альневосточный университет, находившийся во Владивостоке; Галю Богоровскую - студентку кафедры эмбриологии МГУ. В составе организованной в Москве первой научной группы биологи прибыли вместе с планариями в Пущино 28 марта 1964 г. Спустя годы группа постепенно пополнилась, в нее пришли: гистолог Иван Ефимов, эмбриологи Наташа Сахарова, Алик Азарашвили и Гарик Тирас, зоологи Люда Попкова и Наташа Крещенко, специалистка по высшей нервной деятельности Елена Зубина.

Из пущинских научных учреждений тогда строился Институт биофизики. Группа разместилась в здании его будущего вивария и приступила к своим первым экспериментам в весьма «романтических» условиях: при отсутствии оборудования, инфраструктур, удобств, магазинов и отрезанности от ученого мира весенним половодьем Оки.

Первые планарии были привезены с биологической станции МГУ, которая находилась в Чашникове. Предстояло найти местные источники животных. Походы по берегам Оки и обследования многочисленных мелких и средних старичных озер оказались успешными - молодые ученые обнаружили планарий нескольких видов. (В более поздние годы сельское хозяйство полностью истребило эту живность, да и уничтожило сами озера.) И приступили к исследованиям.

Для начала повторили опыты Мак-Коннелла. Молодой дух противоречия, сдобренный советским патриотизмом, настроил психологическую «установку» на опровержение результатов, полученных американцем. Каково же было удивление честных энтузиастов, когда эти результаты подтвердились!

И тогда начались поиски научного объяснения сенсационных эффектов. -ля экспериментального анализа придумали два специальных подхода и применили дополнительные методы.

Первый подход был использован, чтобы понять, как сохраняется памятный след при регенерации. Планарий перерезали таким образом, чтобы в одних частях тела оставались участки центральной нервной системы (ЦНС), ганглия или продольных нервных стволов, а в других ничего этого не было. Если планарий предварительно обучали, то после регенерации фрагментов с сохраненными элементами ЦНС у новых особей воспроизводился памятный след, а фрагменты, полностью лишенные участков ЦНС, не только его не сохраняли, но и не регенерировали, хотя оставались какое-то время живыми. Так была установлена зависимость регенерации и сохранности памятного следа от наличия ЦНС, хотя бы небольшой ее части. Кроме того, обнаружилось, что после перерезки обученных планарий пополам головная половинка, содержащая ганглий, воспроизводила памятный след даже на следующий день после операции. У хвостового же фрагмента, лишенного ганглия, но с уцелевшей частью ЦНС в виде остаточных нервных стволов, памятный след проявлялся только после пяти суток регенерации....