Зимородок, щурка, сизоворонка - Содержание в доме: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги, Крук

Зимородок, щурка, сизоворонка в доме

Отряд: Upupae, Upupiformes = Удоды, удодообразные

Подотряд: Upupae = Удоды

Семейство: Upupidae = Удодовые

Читать : Удод

Зимородок, щурка, сизоворонка в доме

По своей окраске зимородок1 великолепен. Ни одна из подмосковных птиц не может сравниться с ним по яркости и многоцветности оперения. Верх головы и спинку занимает яркий голубой цвет с металлическим блеском (недаром этот вид называют иногда голубым зимородком). Птица несет на себе еще белый, бурый и охристо-рыжий цвета. Последний, тоже достаточно яркий, распространен на брюшке.

Летом, а над незамерзающими речками даже и зимой, стрелой проносится зимородок, словно голубая искорка, сверкая на солнце лазоревой спинкой. Эта птичка не для неволи. Однако кюбзовцы (юные биологи Московского зоопарка) получили однажды задание добыть зимородка для зоопарка. Поймали они птицу... рыболовной вершой, которая была приставлена к норке, найденной в обрыве лесной речки. В таких норках, выкопанных самой птичкой, она гнездится, а позднее ночует. Когда в норку был просунут тонкий прутик, зимородок выскочил из нее и оказался в верше.

В ту пору на Болшевской биостанции снимался научно-популярный фильм «Жизнь пресных вод». Как было не снять и зимородка, прежде чем отправлять его в зоопарк. Сначала птицу поместили в корзинку, завязанную сверху материей. Первые дни после поимки зимородок сильно бился, когда к нему подходили. Корм -мелкую живую, а иногда и уснувшую рыбешку — ему клали в банку с водой, стоявшую в корзине. Там же была жердочка, на которой зимородок постоянно сидел.

Через неделю его выпустили в большую, четырех метров длины, вольеру. Первое время зимородок так сильно с разлету ударялся о сетку. что падал на землю оглушенный. Через день он стал спокойнее. Тут случилось совершенно неожиданное — зимородок, прирожденный рыболов и ныряльщик, всю жизнь проживший у реки чуть не утонул в бассейне. Озябшую, мокрую, вытащили птичку из воды.

Зимородок ел рыбешек длиной 5 см. Правда, такой предельной величины рыб он глотал уже с трудом. Среди них были гольяны, плотва, караси и др. Заснувшую рыбешку зимородок ел не так охотно, как живую, пойманную из воды. От кусочков крупной рыбы он и совсем отказывался. За день эта небольшая птичка могла съесть до 15 маленьких рыбок, и, подозреваю, наедалась она не совсем досыта.

Зимородок прожил почти месяц, но главная цель его содержания в неволе не была достигнута: он не был снят для кино, так как бился при всяком приближении людей. Птица погибла, став жертвой собственной дикости. Сильно ударившись о сетку вольеры, она, видимо, что-то повредила себе и не смогла после этого взлететь. Нет, пойманный взрослым зимородок — птица не для неволи.

Сотрудник Московского зоопарка Б. С. Щербаков рассказывал, что взятые из гнезда и выкормленные мелкой рыбешкой 'птенцы этой удивительной птицы живут в неволе очень хорошо. Они прекрасно приручаются и привыкают к питанию кусочками крупной рыбы. Такой выкормыш может жить в просторной клетке, в комнатной вольере и тем более в садовой, имеющей бассейн.

Зимородок хорошо уживается в обществе других мелких птичек. Наш по крайней мере не обращал на них никакого внимания, также и они на него.

Щурок — птиц, ловящих добычу в воздухе,— нелегко держать в неволе, но возможно. Нам пришлось однажды выкармливать птенчиков щурки, к тому же почти исключительно сырым мясом, так как другой пищи для них не было. Появились они случайно. В одном гнезде-норке обнаружили четырех птенцов: одного погибшего и трех настолько истощенных, что странно было видеть их живыми. На птенцах нашли громадное количество пухоедов, которые обрекали их на гибель. Щурок довольно успешно очистили от паразитов. Класть птенцов обратно в зараженное гнездо было бессмысленно, и их по- пытались выкормить. До Москвы щурок довезли благополучно. Здесь они прожили больше недели, заметно поправились и выросли. Затем птенцы стали чахнуть и один за другим погибли.

Некоторые ученые-зоологи считают, что щурка хорошо живет в неволе. Известен случай, когда эта птица, прожив в клетке три года, погибла по случайной причине. Заводить щурок стоит только из-за их исключительной красоты. После зимородка это, пожалуй, первая по красоте птичка. Выкармливать ее птенцов надежнее всего мучными червями.

Щурка — вредитель пчеловодства. Иногда она становится бичом пчел. В неволе щурки едят даже сухих пчел, собранных в улье после зимовки.

Сизоворонка — птица южных районов нашей страны. Она очень красивой окраски: почти вся голубовато-синяя, с зеленым оттенком на груди и на брюхе и с темно-синими каймами перьев на крыле, рыжевато-охристой спиной.

Птица по общему своему складу, размерам, повадкам, кормам, даже голосу весьма напоминает врановых, и это сходство подмечено во многих ее народных названиях. В неволе сизоворонку держат как птицу декоративную; она способна украсить собой большую клетку. Но может она жить и свободно. Сизоворонка, выкормленная человеком, привыкает к нему так же хорошо, как врановые.

Известный натуралист и писатель Е. П. Спангенберг один из своих рассказов («Сивка») посвятил этой птице. Он вспоминает, как она была выкормлена, какой ручной оказалась и как прилетела весной, после зимовки на далеком юге, опять к дому, где жила. Мне тоже пришлось выкармливать сизоворонку. Она была добыта из обычного в безлесных местах гнезда в норке, выкопанной ею на обрыве. Птенчик ел все, что ему давали, охотнее всего — мясо: это был его главный корм.

Источник: К.Н.Благосклонов. ПТИЦЫ В НЕВОЛЕ. Государственное учебно-педагогическое изд-во Министерства просвещения УСФОР. МОСКВА • I960