Жаворонки - Содержание в доме: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги, Крук

Жаворонки в доме

Фото Фото

Отряд: Passeriformes = Воробьиные, воробьинообразные

Подотряд: Oscines = Певчие

Семейство: Alaudidae = Жаворонковые

Род: Alauda Linnaeus, 1758 = Полевые жаворонки

Род: Eremophila Boie, 1828 = Рогатые жаворонки

Род: Melanocorypha Boie, 1828 = Степные жаворонки

Род: Galerida Boie, 1828 = Хохлатые жаворонки

Род: Calandrella Kaup, 1829 = Малые жаворонки

Читать: Вьюрковые

Жаворонки в доме

Полевой жаворонок — одна из самых ранних весенних птиц: прилетает он с появлением первых проталин на полях. Это птичка полевая, превосходно бегающая по земле. Покровительственная окраска жаворонка позволяет ему прятаться в поле даже весной, когда нет еще никакой растительности.Фото

Жаворонок — незаурядный певец, который чаще всего поет на лету, неутомимо трепеща крылышками. Его песня льется непрерывно, одни звуки переходят в другие, и она длится в течение долгих минут или даже часов, не имея определенного начала и конца. В неволе жаворонок — пугливая, плохо привыкающая к людям птичка. Долгое время после поимки он бьется в клетке при малейшем испуге. Птичка взлетает при этом прямо вверх, свечой, как привыкла это делать в поле, где нет никаких препятствий. Вот почему для жаворонка больше, пожалуй, чем для любой другой пугливой птицы, необходима клетка с мягким, полотняным верхом. Жаворонок привык бегать по земле и не садится в природе на ветки деревьев, поэтому в его невысокой клетке не нужны жердочки, но площадь ее пола должна быть большой.

Если жаворонок поет не в полете, а на земле, он забирается на какое-нибудь возвышение в поле, обычно просто на ком земли. Поэтому нужно положить в клетку птицы кусочек дерна. Именно с этого возвышения он и будет распевать свои песни. Бывает, что жаворонки передают голоса птиц, услышанные в неволе. Про такого певца рассказывал мне И. И. Горемыкин. Его жаворонок воспроизводил полностью песни юлы и большой синицы и частично — славки Черноголовки.

В общей вольере жаворонка держать можно. На ее земляном полу он превосходно демонстрирует пользу покровительственной окраски: затаившуюся птицу очень трудно увидеть даже на совершенно открытом месте. По этой причине разглядеть ее в природе редко удается. В вольере жаворонок еще пугливее, чем в клетке. Взлетев, он легко может разбиться о сетчатый потолок или стенки. Поэтому только что пойманную птичку выпускать в вольеру нельзя; нужно ее продержать некоторое время в клетке. У меня в вольере жаворонки не пели.

Птичкам нужны как зерновые, так и животные корма. Они охотно едят всякие мучнистые продукты, например овсяную крупу. Следует давать им каши и тертую морковь, небольшое количество муравьиных яиц и несколько мучных червей в день. Л. Б. Бёме рекомендует еще и вареное мясо.

Ловля жаворонков удачна преимущественно весной, с прилета, когда птицы голодны и держатся в полях на проталинах. Последние могут быть естественным точком, который издалека замечают пролетные жаворонки и спускаются на него покормиться. Бурая окраска с охристыми светлыми штрихами на темной спинке и коричневыми на светлой грудке, плоская шапочка-хохолок — таков скромный наряд юлы, или лесного жаворонка'. При всей своей простоте он изящен и даже красив. Песня юлы сильна, звучна и приятна. Среди наших певцов это, без сомнения, один из лучших. Песня похожа на общеизвестную песню полевого жаворонка, но поется задушевнее, медленнее и, главное, с перерывами между отдельными строфами. В клетке юла охотно поет и вечером, при огне, чего обычно не делает полевой жаворонок. Даже призывный крик этой птички, состоящий из трех нот, звучит удивительно мелодично: «ти- тюрли».

При внимании к птичке и терпении она довольно быстро и хорошо приручается, чего никак нельзя сказать про ее полевого собрата. Однако в неволе юла слабее его, долго, как правило, не живет и нередко внезапно гибнет по неизвестной причине. Lullula arborea. Местное название: юлка (Татария, Ульяновская область). Хороша юла в общей вольере. Здесь нужно только всячески оберегать птичку от конопли, которая для нее гибельна. Юла целый день бегает по полу вольеры и очень редко поль- зуется жердочками и другими приездами. Клетка должна быть. такая же низкая и большая по площади, как для жаворонка..

Юла в значительной мере насекомоядна и повадками больше напоминает лесного конька, чем своего родственника — полевого жаворонка. Кормить ее можно, как полевого жаворонка, но следует давать несколько меньше зерновых и больше муравьиных яиц и мучных червей.

Рюм, рогатый, или полярный, жаворонок,— в клетке редкая птица. Это и понятно: он гнездится в тундре и у нас, в средней полосе, бывает только на пролете — осенью и весной.

Из всех жаворонков рюм самый любимый у меня: очень уж у него оригинальная внеш- ность. Размером он несколько крупнее полевого жаворонка, окраска тельца буроватая сверху и белая снизу, а голова двухцветная: из комбинации черного и лимонно-желтого цветов. Эффектны у рюма черная перевязь на зобе и своеобразные рожки — удлиненные черные перышки по бокам головы.

Песней рюм не блещет. Она поется негромко, мелодична, но не так разнообразна по звучанию, как песня полевого и лесного жаворонков. Благодаря яркой окраске рюм очень хорош в общей вольере. Из всех жаворонков он самый зерноядный и выносливый в неволе. Ест рюм то же, что и они, но поведением своим больше похож на полевого жаворонка, чем на лесного.

Мой любимец рюм за целое лето не мог привыкнуть к человеку настолько, чтобы брать корм из рук. Когда я входил в клетку, он с тревожным и очень мелодичным «тлюи» взлетал из уголка, где постоянно сидел, и только через несколько минут успокаивался. Я ни разу не видел, чтобы рюм садился на ветки. Это настоящая наземная птица. У рюма оригинальная внешность.

Источник: К.Н.Благосклонов. ПТИЦЫ В НЕВОЛЕ. Государственное учебно-педагогическое изд-во Министерства просвещения УСФОР. МОСКВА • I960