Египетская цапля. Вид: Bubulcus ibis (Linnaeus, 1758) = Египетская цапля. Цапли, цаплевые. Семейство: deidae Leach, 1820 = Цапли, цаплевые. Голенастые, аистообразные:Отряд: Gressores (Ciconiiformes) = Голенастые, аистообразные: биолог

Род: Bubulcus = Малые чепуры (цапли)

Вид: Bubulcus ibis (Linnaeus, 1758) = Египетская цапля

Читать : Цапли, цаплевые

ЦАПЛЯ ЕГИПЕТСКАЯ (Bubulcus ibis) средних размеров цапля, имеющая в общем белую окраску, но верхние части головы, спины и зоба у нее винно-охристые, покрытые удлиненными рассученными перьями, которые к осени выпадают. Клюв у этой птицы лимонно-желтый. Длина крыла 22-25 см.

До последнего времени эта птица принадлежала Старому Свету, т. е. восточному полушарию. Населяет Южную Азию, гнездится на юге Японии, на Филиппинских и Больших Зондских островах. В Африке распространена от Сенегала до восточных берегов материка и отсюда на юг до самых южных частей Африки. Гнездится и на Мадагаскаре. В недавние годы египетская цапля появилась в северных частях Южной Америки, укоренилась там и теперь распространяется по этому материку, через Центральную Америку и Антильские острова она проникла также в Северную, где известна теперь до Великих озер (Мичиган) и Ньюфаундленда. Первая встреча с этой птицей в Южной Америке (Британская Гвиана) датируется 1911 и 1912 годами. Бурное расселение ее началось в 30-хгодах. Она расселяется также в Северной и Северо-Восточной Австралии.

Появление египетской цапли на этом материке обязано, видимо, выпуску около 1933 года в окрестностях Кимберли 18 птиц, привезенных из Калькутты. В Южной Америке эти птицы появились, вероятно, случайно.ФотоКак все цапли, эта птица предпочитает болотистые местности, но при этом она весьма обычна в культурном ландшафте, где постоянно держится среди домашнего скота. Ее нередко можно увидеть на спине коровы, буйвола, а вне культурного ландшафта эта цапля следует за дикими копытными и без опасения садится на спину носорога, а иной раз и на спину слона. Кормится египетская цапля главным образом крупными насекомыми, в частности кузнечиками, которых вспугивает пасущийся скот. Ест она и водных обитателей, но в небольшом количестве. Она поедает также насекомых и клещей, которых выбирает из шерсти и шкуры животных. Таким образом, содружество птиц и млекопитающих оказывается, по-видимому, взаимно полезным.

СТАТУС. Редкие виды (III категория)

Ареал обитания

Редкий вид, в России проходит северная граница ареала.

Длина крыла 233-253 мм. Обитает на водоемах степной зоны.

Распространение. В России в небольшом количестве гнездится в дельтах Волги и Терека. Периодические залеты отмечаются в южных районах Приморья и Южных Курил(1 - 4).Фото

Широко распространенный вид: населяет страны северо-восточной, тропической и субтропической Африки, Малой, Передней и Юго-Восточной Азии, Индию, Южную Японию, США и юг Канады (5, 6). С середины ХIХ в. наблюдается интенсивное расширение ареала из тропической и субтропической зоны на север и восток.

Гнездится на озерах, в поймах и дельтах рек, где имеются заросли средневозрастной ветлы или тополя, обвитые колючими и другими лианами. Нередко поселяется вблизи мелководных водоемов - в рощах широколиственных пород (дуб, тутовник, карагач). Колонии, от нескольких пар до нескольких сотен пар, располагаются совместно с другими цаплями, бакланами и грачами. Иногда образуют самостоятельные поселения. Зимовки египетских цапель, гнездящихся в России, расположены, вероятно, в Африке, Передней Азии.

Численность. В дельте Волги гнездится единично. В 1950 г. на Дамчикском участке Астраханского заповедника найдено 2 гнезда, в 1951 г.- 3. В 1979 г. на Трехизбенском участке заповедника учтено 6 гнезд (1, 2). В дельте Терека в 1970 г. гнездилось 25 пар египетских цапель, в 1973 г.- 3 пары (3) . Общая численность в России не превышает 30 гнездящихся пар.

Лимитирующие факторы. В условиях существования на границе ареала численность и распространение вида лимитируются ограниченностью пригодных местообитаний и климатическими условиями.

Меры охраны. Охота запрещена. Целесообразно запретить рубки леса в местах гнездования.

Источники информации: 1. Кудрявцев, Марков, Поярков, 1957; 2. Гаврилов (личн. сообщ.); 3. Пишванов, 1975; 4. Воробьев, 1954; 5. Спангенберг, 1951а; 6. Сampbell R. Wayne, Weber Wayne С., 1977. Составитель: В. Г. Кривенко.