Султанка.Султанская курочка, Султанские курочки,Род: Porphyrio Brisson = Султанские курочки, султанки Вид: Porphyrio porphyrio = Султанка. Пастушковые. Семейство: Rallidae = Пастушковые. Журавли, журавлеобразные:Отряд: Gruiformes = Журавли, журавлеобразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Род: Porphyrio = Султанские курочки, султанки

Читать: Grues = Журавли

Вид: Porphyrio porphyrio = Султанка

Султанка Porphyrio porphyrio - редкий, находящийся под угрозой исчезновения вид, имеющая периферийный ареал на территолрии стран СНГ. Длина крыла у этих птиц колеблется в пределах 285-295 мм.

В России единично гнездится на Дагестанском побережье Каспия и, вероятно, в дельте Волги (1, 2). В значительном количестве султанка сохранилась в Азербайджане (3). Населяет Сирию, Ирак и Иран (4). Весьма ограниченная область распространения вида в последние десятилетия еще более сократилась. Султанка исчезла из низовий р. Атрека, из ряда мест Азербайджана, устья Урала. Гнездится как на пресных водоемах, так и на горько-соленых морских заливах с густыми труднопроходимыми зарослями тростника и рогоза. Гнездовые биотопы - наиболее мелководные участки тростников, места кормежки - мелководные заросли, чередующиеся г открытыми плесами. Поселяется обособленными парами, иногда недалеко одна от другой. Из дельты Волги и Дагестана султанки откочевывают на зиму в Азербайджан, а возможно - в Иран. В Азербайджане ведут преимущественно оседлый образ жизни. В годы с суровыми зимами наблюдаются массовые откочевки на юг. В такие годы султанки изредка залетают в Восточное Приазовье.

В России султанка всегда была редкой птицей. В Дагестане крайне малочисленна, но в последние годы встречи несколько участились. На оз. Аджи вблизи Дербента 10 октября 1980 г. встречено 8 султанок. Той же осенью 2 птицы было добыто (1). В дельте Волги с 1960 г. зарегистрировано всего 13 единичных встреч, в том числе одной молодой птицы. На 1980 г. приходится 4 встречи. Численность султанок в России не превышает нескольких десятков гнездящихся пар. В Азербайджане, в одном из основных районов гнездования вида, на оз. Агель зимой 1979 г. учтено 3140 султанок, в 1980 г.- 4580 птиц (1).

Существование султанки - этого южного оседлого вида - на границе ареала делает ее чрезвычайно уязвимой в зимний период. В Азербайджане в зимы с продолжительным ледоставом или снежным покровом от бескормицы гибнет до 60 - 90% птиц (1). Миграции, совершаемые султанками осенью из дельты Волги и Дагестана, также сопряжены с частой их гибелью. Уменьшение площади местообитаний в результате осушения водоемов для нужд сельского хозяйства привело к сокращению ареала и общей численности вида. Меры охраны. Охота на султанку запрещена. Специальные меры охраны не разработаны.

ФотоСУЛТАНКА (Porphyrio poliocephalus) крупная, значительно крупнее лысухи, птица. Султанскую курицу легко можно отличить от других птиц по сравнительно длинным и сильным ногам, непропорционально длинным пальцам, короткому мощному клюву, голому пятну на лбу и по яркой синевато-зеленой окраске оперения. Большую часть жизни султанская курица проводит в густых зарослях, по которым может передвигаться с исключительной ловкостью, легко взбираться по стеблям тростника, а при нужде с большой быстротой перебегать открытые площади или взбираться на деревья. Распространена султанская курица в Южной Европе, Африке, Передней и Южной Азии, на Малайском архипелаге, в Австралии и Полинезии. В СССР встречается на территории, прилегающей к Каспийскому морю. Населяет тростниковые, камышовые и кустарниковые заросли по берегам водоемов. На большей части ареала султанская курица оседла. С дельты Волги и с Урала на зиму откочевывает к югу. Гнездится султанская курица обособленными парами. Разбивке на пары и гнездованию предшествует подобие тока, когда птицы собираются на определенных участках большими стаями. По окончании токов, примерно с конца первой трети апреля, пары приступают к постройке гнезд.

Гнездо султанской курицы помещается на сухой кочке или среди затопленного тростника и в этом случае нередко дном соприкасается с водной поверхностью. Оно напоминает гнездо лысухи и всегда хорошо скрыто среди густых зарослей. Диаметр гнёзда 28- 34 см. В постройке гнезда принимают участие оба члена пары. В конце апреля - мае в гнездах появляются яйца. Полная кладка содержит 3- 9, чаще 6-7 яиц, размер, окраска и форма которых изменчивы. Размеры яиц: 50-58 х 35-38 мм. Насиживают оба родителя, но больше самка. Насиживание начинается после появления 4- 5-го яйца и продолжается 22-25 дней. Вылупившиеся птенцы остаются в гнезде до 4 дней, где согреваются родителями. Даже подросшие птенцы регулярно возвращаются к месту вывода и отдыхают в гнезде или рядом с ним. Позднее отдельные выводки соединяются в группы, к которым присоединяются и самцы. Питается султанская курица преимущественно растительными кормами - нежными корневищами, молодыми побегами и семенами различных, главным образом водных, растений. Султанская курица употребляет в пищу также водных и наземных насекомых и лягушек, а иногда яйца и птенцов из гнезд. Ввиду ограниченной численности султанская курица никакого промыслового значения не имеет.

Источники информации: 1. Виноградов, Кривоносов (личн. сообщ.); 2. Пишванов (личн. сообщ.); 3. Виноградов, 1977; 4. Спангенберг, 1951. Составитель: В. Г. Кривенко. http://www.nature.ok.ru; http://www.floranimal.ru