Лирохвосты, птицы-лиры. Род: Menura = Лирохвосты, птицы-лиры. Воробьиные, воробьинообразные:Отряд: Passeriformes = Воробьиные, воробьинообразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Семейства: Кустарниковые птицы и Лирохвостые

Читать : Большая птица-лира ;  * Говорящая птица-лира

Род: Menura = Лирохвосты, птицы-лиры Menura = Лирохвосты, птицы-лиры Фото

В роде Лирохвостов в настоящее время известно два вида. Ареал рода целиком лежит на востоке Австралийского континента, при этом чернохвостый лирохвост (Menura alberti) обитает севернее, в Квинсленде, чем великолепный лирохвост (Menura superba), который водится в Новом Южном Валлисе. У самца горло красное, а верхняя сторона тела темно-буро-серая с буро-красноватым надхвостьем, нижняя - буровато-пепельно-серая, брюшко светлее, хвост снизу серебристо-серый. Длина тела до 130 см., крыло до 29 см., хвост около 70 см. Самка значительно меньшего размера, а ее оперение грязно-коричневого цвета, брюшко серого. Лирохвоста М. alberti отличает наличие более ржавого цвета, а его наружные лировидные перья покороче.

Лирохвосты селятся в густых кустарниках, скалистых и холмистых местностях. Они ведут преимущественно наземный образ жизни. Они осторожны и малоподвижны, хотя превосходно бегают, а вот летают крайне редко. Лирохвосты питаются самыми разнообразными насекомыми и их личинками, улитками, червями, а также семенами некоторых растений.

Альбертов (чернохвостый) лирохвост по размерам меньше большого (великолепного) лирохвоста, да и поведение его не такое изысканное. Он не строит «эстрад» для танцев, а для сольных выступлений использует пни. Самки этого вида строят свои гнезда на деревьях. В настоящее время это редкая птица.

Большой лирохвост был удачно акклиматизирован на острове Тасмания и в некоторых других местах на материке. Благодаря этому, он является довольно обычным видом не только в заповедных лесах, но также и вблизи городов. Теперь токующие птицы здесь непугливы и разрешают зрителям приближаться к своим «эстрадным» площадкам. На «представления» лирохвостов приходят посмотреть многочисленные туристы, фотографируя их выступления и даже снимают красочные фильмы.

Фото Menura = Лирохвосты, птицы-лиры

Если посмотреть на внешний облик лирохвостов, то можно убедиться, что сами по себе они не так уж эффектны, так как окраска их оперения довольно бесцветная, в целом напоминающая таковую самки фазана. Вся их прелесть и неповторимость заключена в их хвосте, где находится два очень длинных, изящно изогнутых пера, очертаниями напоминающих старинную лиру. Благодаря тому, что пространство между лировидными перьями заполнено ажурным узором из тончайших белых перьев, которые отдаленно напоминают струны, иллюзия арфы еще сильнее. Теперь понятно, откуда у этих птиц появилось название: «птицы-лиры».

С приближением брачного сезона, половозрелые самцы в лесу выбирают участки, которые вскоре превращаются в настоящие «танцевальные залы». Но сначала они своими сильными ногами расчищают площадку, а опавшие листья собирают в центре площадки в кучу, которая в дальнейшем будет служить своего рода эстрадой. Когда площадка готова, начинаются брачные игры, представляющие из себя ну просто захватывающее зрелище. Самец старается соблазнить всех дам в округе при помощи своих двух средств (или инструментов): хвоста и пения, которые дополняя друг друга, делают их неотразимыми, и самки устоять перед ними ну никак не могут.

Фото Menura = Лирохвосты, птицы-лиры

Лирохвост по природе — весьма искусный мастер подражания, который включает в свой репертуар не только песни других птиц, но и разнообразные звуки; которые он услышит и придутся ему по душе. Из-за такого сочетания разнообразных звуков, казалось бы, должна получиться какофония, но на самом деле выходит, по мнению Джеральда Даррелла весьма совершенно восхитительное звучание. И это притом, что в песнях лирохвостов можно услышать паровозные и автомобильные гудки, звон колоколов, хохот кукабарры, лай собак и лошадиное ржание, разный треск и грохот... «Все эти странные и немелодичные звуки так искусно сочетались с основной темой, что ничуть ее не портили, а только украшали».

А поют самцы лирохвостов всю австралийскую осень, которая в Южном полушарии приходится на нашу весну: начиная с мая, а затем почти и всю календарную зиму почти до августа. Все свое время самцы заняты только пением и демонстрацией своего великолепного хвоста на сооруженных «эстрадах», реже их можно увидеть на стволе дерева или ветках. Когда хвост лирохвоста распушен, а длина его может достигать 75 сантиметров, он может скрыть под собой токующую птицу целиком.

Самки после спаривания с самцов приступает к строительству гнезда, которое обычно располагается непосредственно на земле или невысоко в развилке дерева. Их гнезда — это довольно объемистые сооружения из веток: с крышей, стенами и боковым входом в него.

Отложив одно большое, размером с куриное, яйцо светлого пепельно-серого цвета с бурыми пятнами, самка лирохвоста долго и усердно насиживает его на протяжении 45 дней. Птенец рождается почти голый и практически беспомощный. Еще примерно столько же времени птенец сидит в гнезде. А самка все это время кормит его мелкими животными, которых она добывает в земле при помощи своих сильных ног. Все это время гнездо остается чистым благодаря тому, что птенцовый помет появляется упакованным в слизистую упаковку, которую самка-лирохвост осторожно уносит из гнезда куда-нибудь подальше, где бросает его в воду или даже зарывает в землю.

Белые поселенцы в Австралии назвали лирохвостов «фазанами» за их «куриные ноги» и за «фазаний» хвост, а также сравнительно большой рост: в длину они могут достигать даже метра. На этом основании лирохвосты одно время числились в отряде куриных, но в настоящее время им определено место среди воробьиных птиц в ряду наиболее древних и примитивных семейств этого отряда, который венчает эволюционное древо жизни пернатого царства.

Подведем краткий итог сказанного… Лирохвост, птица-лира или менура (Меnura) - это род птиц отряда воробьиных, которые составляют особое семейство Menuridae. Эти крупные птицы, и по строению, и по внешнему виду сильно уклоняются от остальных воробьиных. Клюв у них средней длины, прямой, и только на конце слегка согнутый, при этом его ширина у основания больше, чем вышина, а у его основания расположены щетинки. Крылья короткие, у них 7, 8 и 9-ое маховые перья самые длинные. У самца хвост состоит из 16 рулевых, из которых наружная и средняя пара изогнуты в виде буквы S, придавая хвосту лировидную форму. Хвост самки ступенчатый и состоит из 12 перьев. Ноги у лирохвостов с высокой тонкой цевкой, а передние пальцы соединены при основании перепонкой. Ноги вооружены кривыми, но тупыми когтями, длина которых равна длине пальцев. Тело покрыто густым но рыхлым оперением, а голову украшают перья удлиненные в хохолок.