Говорящая птица-лира. Большая птица-лира, великолепный лирохвост. Вид: Menura superba = Большая птица-лира, великолепный лирохвост. Лирохвосты, птицы-лиры. Род: Menura = Лирохвосты, птицы-лиры. Воробьиные, воробьинообразные:Отряд: Passeriformes = Воробьиные, воробьинообразные

Говорящая птица-лира

Говорящая птица-лира

Лирохвосты — коренные жители малодоступных лесных чащоб юго-востока Австралии. Свое название они получили за особое устройство хвоста у самцов. А хвост у них действительно устроен весьма оригинально. Такого хвоста, как у птицы-лиры нет больше ни у кого во всем птичьем царстве. В хвосте у лирохвостов по 16 перьев. Крайние хвостовые (рулевые) перья у самцов лентообразные, имеют зазубренные вырезки и изогнуты так, что придают всему хвосту лирообразную форму. Пространство между лировидными перьями заполнено ажурным узором из тончайших белых перьев. Самая средняя пара их, длинная и узкая, напоминает струны. Остальные, промежуточные перья, имеют веерообразные опахала, но бородки первого порядка у них несколько разрежены и не сцеплены друг с другом. Когда самец во время брачных игр и танцев распускает свой хвост, то тогда он напоминает старинный музыкальный инструмент — лиру.

По внешнему виду лирохвосты несколько сходны с фазанами. Окраска оперения у них темно-бурая. Общая длина тела самцов около 130 см, из которых на хвост приходится примерно 70 см. У самок хвост вдвое короче, чем у самцов, и перья его имеют обычное строение.

Большую часть жизни лирохвосты проводят на земле в лесных кустарниках, заросших папоротниками. Сильными ногами они разгребают лесную подстилку и почву в поисках пищи — различных насекомых, червей, моллюсков и наземных ракообразных. Бегают лирохвосты довольно хорошо, а летают мало и плохо.

По зоологической систематике лирохвосты относятся к отряду воробьиных и входят в небольшой подотряд полупевчих птиц. Они имеют более сложно устроенную нижнюю гортань и голосовую мускулатуру, чем просто кричащие птицы. Правда, в отличие от большинства настоящих певчих птиц, у которых имеется по 7 пар голосовых мышц, у лирохвостов всего лишь 3 пары таких мышц. Лирохвосты обладают не только способностью, но даже склонностью воспроизводить любые услышанные и понравившиеся им звуки. Раньше, когда в глухих лесах они жили по соседству только с другими животными, главным образом птицами, то они довольно искусно подражали пению птиц. После того, как в их лесах появились люди со своим хозяйством, лирохвосты стали воспроизводить лай собак, ржание лошадей, блеяние ягненка, детский крик, смех, колокольный звон, звуки натачиваемой пилы, шум работающего мотора и многие другие. Все это они перемежают с пением и криками диких и домашних птиц.

Лирохвосты относятся к так называемым полигамным птицам — им присуще многоженство. Это значит, что в период размножения самцы имеют по нескольку самок. В мае — июне, когда в Австралии бывает зима, у этих птиц наступает брачный сезон. Самцы готовятся к этому заранее. Они выбирают в лесу участки, площадью до 500—700 метров в диаметре, на которых устраивают особые токовые площадки. Натуралисты в шутку называют такие площадки «танцевальными залами». На облюбованной полянке самец сильными ногами расчищает площадку. Опавшие с деревьев листья и сухую траву он не швыряет в стороны, а сгребает в кучу в центре площадки — она потом служит ему «эстрадой»....