Обыкновенная иволга. Вид: Oriolus oriolus Linnaeus, 1758 = Обыкновенная иволга. Воробьиные, воробьинообразные:Отряд: Passeriformes = Воробьиные, воробьинообразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Род: Oriolus = Иволги

Читать : Обыкновенная иволга

ИВОЛГА ОБЫКНОВЕННАЯ (Oriolus oriolus), птица семейства иволговых.

Немного крупнее скворца (длина тела около 25 см). Самец ярко-желтый с черными крыльями, хвостом и «уздечкой» — полосой, идущей от основания клюва к глазу. По бокам черного хвоста желтые пятна, клюв красный, радужка карминно-красная. У самки и молодых верх тела желтовато-зеленый, низ желтовато-белый с бурыми продольными пестринами.

Кроме обыкновенной иволги, остальные виды семейства (около 30) распространены в тропиках и субтропиках. О том, что иволга — представитель тропического семейства, свидетельствуют ее яркое оперение и особенности экологии. В России иволга распространена от западных границ к востоку до Енисея, а на север — до 60° c. ш. в Карелии и 64° с. ш. на Каме. Обитатель лиственных и светлых смешанных лесов и рощ, садов и парков. Перелетная птица.

Oriolus oriolus Linnaeus, 1758 = Обыкновенная иволга

Пища иволги очень разнообразна. Весной и летом преобладают крупные насекомые. В это время иволги очень полезны, так ка поедают в массе волосатых гусениц, вредителей леса, от которых отказываются насекомоядные птицы. В конце лета значительное место в питании занимают ягоды.

В районы гнездования иволги прилетают поздно — во второй половине мая. С этого времени в лесах, садах и парках слышится их характерный флейтовый свист: «фю-тиу-лиу». Песня у иволги длинная и сложная, однако ее первую часть, состоящую из набора тихих скрипучих и щебечущих звуков, можно слышать только с близкого расстояния, а оканчивающий же ее флейтовый свист — за несколько сот метров. Есть у иволги и позыв, резкий и неприятный, который передают звуком «вжжела» и сравнивают с кошачьим вскриком.

Гнездо строят самец и самка на высоте от 6 до 20 м от земли на тонких веточках лиственных деревьев в виде висячей округлой корзиночки с валиком по внутреннему краю. В первой половине июня самка откладывает 3-5 розовато-кремовых с редкими буровато-коричневыми пятнами яиц. Кладку насиживает самка 14-15 суток, иногда ее сменяет самец. Вылупившихся птенцов выкармливают оба родителя. В конце июня — начале июля птенцы покидают гнезда, перебираясь на ветви деревьев. Летать они начинают позже, в возрасте 18-20 дней. В это время в тихую погоду в лесу слышны их частые отрывистые крики «ки-ки-ки», которые они издают при приближении родителей с кормом. Самцы интенсивно поют в течение всего гнездового периода.

После того как птенцы начинают самостоятельно питаться, наступает период кочевок, которые переходят в направленную к югу осеннюю миграцию. Районы гнездования иволги покидают в середине августа — начале сентября. В октябре их уже находят на местах зимовок в Центральной Африке, куда они проделывают путь длиною в 5-7 тысяч км.

При всей своей красоте и голосистости иволга как комнатная птица большая редкость. Нормальному существованию иволги в домашних условиях мешает врожденная пугливость птицы. Она может погибнуть в первые же дни после поимки, так как сильно бьется в клетке. Даже дожив до зимы, птица постепенно хиреет и в конце концов погибает. Скорее всего, таким большим насекомоядным птицам не хватает в обычных зимних суррогатных кормах каких-то элементов, из-за чего у них нарушается обмен веществ. Некоторые любители выращивают иволг-выкормышей из птенцов. Эти птицы лучше приспосабливаются к домашним условиям, хотя никогда не приобретают того яркого оперения, которое имеют на воле. Лучше всего содержать иволг в живых уголках под наблюдением опытных специалистов. Кормят иволг обычным кормом для насекомоядных птиц, но с большей пропорцией животных кормов, так как ягоды они едят неохотно. Если удается содержать иволг в хорошей форме, привыкнув к неволе, они начинают петь, радуя окружающих своими музыкальными флейтовыми свистами.

Энциклопедия Домашних животных КИРИЛЛА и МЕФОДИЯ

Фото Oriolus oriolus Linnaeus, 1758 = Обыкновенная иволга

Иволги

К этому интересному семейству относятся птицы средних размеров - со скворца или крупного дрозда. Обычно иволги (Oriolidae) одеты довольно ярко. В их наряде фигурируют желтый, черный, у некоторых видов коричневый и даже синий цвета. Происхождением своим иволги обязаны Юго-Восточной Азии, где водится большинство их видов. Всего же насчитывается 34 - 42 вида, объединенных в 3 рода. Большей частью иволги тропические птицы, но встречаются и в умеренной лесной зоне. Это типичные обитатели крон деревьев, там они охотятся за гусеницами и другими насекомыми.

Ареал семейства охватывает Африку южнее Сахары, Европу, Среднюю и Южную Азию и Австралию. В нашей стране обитает два вида - обыкновенная (Oriolus oriolus) и китайская, или черноголовая (О. chinensis) иволги. Первая населяет леса различного типа в европейской части страны на север до Карелии и республики Коми, Западную Сибирь и Среднюю Азию. Черноголовая иволга обитает в широколиственных лесах юга Дальнего Востока - в Приамурье и Приморье. Оба вида перелетны.

Отличаются эти виды тем, что у обыкновенной выражен половой диморфизм в окраске. Самцы одеты в яркий желтый наряд, черные у них лишь крылья, хвост и узкая полоска, идущая от клюва через глаз. Самки имеют желтовато-зеленоватую спину и желтовато-белый с продольными узкими пестринами низ. У черноголовой полового диморфизма в окраске нет. Яркие и самец и самка. Основной тон окраски лимонно-желтый. От клюва через глаз к затылку идет широкая черная полоса. На затылке она соединяется, образуя подобие модной вязаной шапочки. Маховые и рулевые перья черные. По краям хвоста желтые полосы. Клювы у обоих видов розоватые, лапы серые. Внешность птиц поистине тропическая.

Но помимо красоты любителей привлекает и флейтового звучания голос иволг. Такие звуки характерны для самцов и самок. В песне обыкновенной иволги мы слышим "флю-тиу-лиу", а у черноголовой "грии-горий". Помимо этих великолепных громких звуков, слышных издалека, иволга издает еще и очень неприятные "кошачьи" вопли - резкие "вжяяаа". В весеннее время самцы поют совершенно по осо Фотобенному. Вот как описывает их песню известный орнитолог и натуралист Л.Семаго: "Послушать настоящее весеннее пение самца иволги удается нечасто. Оно совершенно не вяжется с роскошной внешностью певца и похоже на зимнее пение сойки, домового воробья или большой синицы. В этом негромком и нескладном щебетании можно уловить отрывки из песен юлы, дрозда, конька и овсянки. Словно стыдясь своего неумения, поет эту песню иволга-отец в стороне от гнезда, укрывшись в гуще листвы". Теперь о гнезде. Свои ажурные гнезда птицы подвешивают к тонким ветвям деревьев - в их развилочке или между соседними ветками. Удаление гнезда от ствола - своеобразная защита от древесных змей и обезьян, которые любят полакомиться яйцами птиц и их голыми птенчиками. Наши иволги, не имея таких врагов, все же оставили эту привычку от своих тропических предков. Гнезда напоминают гамаки с валиком из растительных волокон по их внутреннему краю. Строит гнездо самка.

В кладке 2 - 5 яиц беловато-розовых с темным коричневым крапом. Насиживает преимущественно самка, а самец кормит ее и лишь изредка сменяет на гнезде. Инкубационный период 14 - 16 дней, птенцы растут быстро и покидают гнездо в возрасте 2 - 3 недель, после чего кочуют вместе со взрослыми птицами.

Кормятся иволги как животной, так и растительной пищей. Они с удовольствием употребляют в пищу мелкие плоды и ягоды. Охотно поедают ягоды тутового дерева, при созревании которых постоянно посещают излюбленные деревья. Иволги нередко поедают и волосатых гусениц, мало доступных другим певчим птицам.

Содержат иволг в клетках только опытные любители птиц. Несмотря на свои крупные размеры, иволги относятся к сложным в содержании пернатым. Отловленные взрослыми, они долго дичатся и медленно привыкают к человеку Род: Oriolus Linnaeus = Иволги

Вид: Oriolus chinensis = Китайская черноголовая иволга

Вид: Oriolus larvatus = Африканская черноголовая [масковая] иволга

Вид: Oriolus sagittatus = Полосатая иволга

Вид: Oriolus chinensis = Китайская черноголовая иволга

Вид: Oriolus larvatus = Африканская черноголовая [масковая] иволга

Вид: Oriolus sagittatus = Полосатая иволга

Другое дело - птицы, взятые из гнезд птенцами. Нам приходилось выкармливать трех птенцов черноголовой иволги, взятых из гнезда в возрасте 2-3 дней. Было это в июне 1986 г. в Гайвороновском районе Приморского края. В это время птенчики были голые и слепые, но ели очень хорошо. Помещенные в коробочки, установленные на грелки, птенцы вели себя так же, как и в родном гнезде. Им скармливали нежирный творог, желток вареного куриного яйца, размоченный гаммарус, а периодически давались капли поливитаминов и микроэлементов. Все иволги успешно выросли и уже живут много лет в квартире Р.Л.Беме.

Содержатся они поодиночке в больших садках, длиной до 80 см. Кормят их влажными мешанками для насекомоядных птиц, мучными червями и муравьиными яйцами. Большую часть года иволги громко поют свои флейтовые песни. Единственный их недостаток - быстро обтрепывают хвосты. Человека они не боятся и спокойно переносят приход гостей.

Владимир Остапенко. "Птицы в вашем доме". Москва, "Ариадия", 1996