Клёст-еловик. Вид: Loxia curvirostra Linnaeus, 1758 = Клёст-еловик (обыкновенный). Вьюрки. Семейство: Fringillidae = Вьюрковые. Воробьиные, воробьинообразные:Отряд: Passeriformes = Воробьиные, воробьинообразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Род: Loxia = Клесты

Вид: Loxia curvirostra Linnaeus, 1758 = Клёст-еловик

Читать : Вьюрковые: Клёст-сосновик; Белокрылый клёст

Клёст-еловик - наиболее обыкновенный и распространеный в Европейской части России клест. Еловик широко распространен по всей лесной зоне Европы, встречается в Крыму, на Кавказе, а в Азии - от Западной Сибири до Тихого океана. На этой обширной территории он обнаруживает большую географическую изменчивость, образуя несколько подвидов в Западной Европе и Азии. На Крайнем Севере Европейской и Азиатской частях России еловик замещен более мелким, но хорошо отличимым видом — белокрылым клестом.

Клёст-еловик немного крупнее воробья, с перекрещивающимся клювом и относительно коротким вырезанным хвостом. Самцы красные или красно-малиновые, самки зеленоватые, молодые птицы серые в пестринах. Крылья и хвост бурые, клюв не очень толстый. Подобно попугаям, использует клюв и для лазания.

По сравнению с сосновиком, у еловика клюв заметно тоньше, острее, и сама птица не такого грубого склада.  Старые самцы имеют густо-красный тон оперения, ярче на груди и надхвостье. Крылья и хвост темные, без белого. Самка и молодые желтовато-зеленые, с пестринами. Возрастная изменчивость у самцов выражается в постепенном покраснении оперения, со всеми переходами от желтого и оранжевого цветов к ярко малиновому.

Голос — громкое “гипп-гипп-гипп”, “кле-кле-кле”. Песня — трескучее щебетание с трелями, немного напоминает пение зеленушки. У еловиков позыв звучит мягче, чем у сосновика, скорее как “кле-кле...”.

Клёст-еловик живет в хвойных лесах. Питается семенами и почками ели и сосны, а также тлями. Клесты умеют ловко подвешиваться к шишкам вниз головой. В таком положении птица за считанные секунды извлекает из шишки семена, но только те, которые легко достать. Сброшенные клестами шишки долго сохраняются под снегом, и оставшиеся в них семена служат подкормкой белкам и другим животным.

Так как клесты кормятся почти исключительно хвойными семенами, урожай которых бывает не каждый год, то и в сезонных явлениях этих птиц можно заметить годовые колебания. В любое время года клесты совершают перекочевки, покидая области с неурожаем шишек и скопляясь в большом количестве в урожайных местах хвойных лесных массивов. Вероятно, и в интенсивности размножения этих птиц есть некоторая периодичность, так как численность их из года в год настолько колеблется, что это нельзя объяснить только перекочевками.

Гнездится в еловых или смешанных, но со значительной примесью ели или сосны участках леса. Сроки гнездования сильно растянуты. Чаще всего оно наблюдается в марте, но может быть в январе, феврале, апреле и мае.

Гнездо устраивается на крупной ели или, что бывает реже, на сосне, и расположено всегда на горизонтальном суку далеко от ствола, а на вершине небольшой елки — у самого ствола. Характерно, что во всех случаях сверху гнездо хорошо прикрыто густыми ветвями ели или сосны.

Гнездо представляет собой сравнительно массивную постройку, стенки которой состоят из двух слоев. Наружный слой своего гнезда клёст строит из тонких сухих еловых веток, мха и лишайников, а внутренний, из мха, тонких стебельков, шерсти и перьев. Диаметр гнезда 120-140 мм, высота гнезда 80-90 мм, диаметр лотка 70-80 мм, глубина лотка 50-60 мм.

Особенности кладки. Кладка из 3-4, реже 5 яиц зеленовато-голубого, иногда почти белого цвета с буроватыми пятнами, образующими венчик у тупого конца. Размеры яиц: 22 х 16 мм.

Насиживание яиц продолжается 14-16 суток. Самец всегда держится близ гнезда и насиживающей самки. Пение его слышится чаще зимой. Оно неблагозвучно и состоит из громких и тихих визгливых, цокающих и щебечущих выкриков и звуков, повторяемых без всякого ритма.

Выкармливание птенцов в гнезде продолжается 16-20 дней. Есть указания, что клесты носят в пищу птенцам и насекомых. Это вполне возможно, так как свойственно многим другим вьюркам. Установлено, например, что клесты едят хвойных тлей, расщипывают галлы на листьях тополей; из лиственных семян они щиплют крылатки клена, буковые орешки, боярышник и даже рябину (отбрасывая мякоть). Но основным кормом служат все же хвойные семена. При этом, еловик предпочитает более легко добываемые еловые семена.