Обыкновенная чечевица. Вид: Carpodacus erythrinus Pallas, 1770 = Обыкновенная чечевица. Вьюрки. Семейство: Fringillidae = Вьюрковые. Воробьиные, воробьинообразные:Отряд: Passeriformes = Воробьиные, воробьинообразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Вид: Carpodacus erythrinus = Обыкновенная чечевица

Вид: Carpodacus erythrinus = Обыкновенная чечевица Фото

Читать : Воробьиная мораль

Внешний вид. Самец сверху буро-серый с ярко-красными головой, горлом и грудью, самки и молодые птицы зеленовато-серые, крылья и хвост темные, брюшко (а у дальневосточных птиц иногда и грудь) белое. Спина почти без пестрин.

Песня — довольно громкий свист, передаваемый фразой: “Ты Витю видел?” или “че-че-ви-ца”, крик — мягкое “чуии”.

Местообитания. Излюбленные места обитания чечевицы — сырые лиственные поросли по берегам рек, где особенно пышно разрастаются черемуха и различные ивы.

Питание. Питается семенами, почками, плодами, реже насекомыми.

Места гнездования. Излюбленные места гнездования чечевицы — влажные луга с группами кустарников и отдельно стоящими деревьями, где особенно пышно разрастаются черемуха и различные ивы. Встречается она и на опушках хвойных и лиственных лесов, на зарастающих порослью лесных вырубках и гарях, иногда в садах и поселках.Фото

Месторасположение гнезда. Гнезда всегда располагает в густых ветвях кустарника или невысоких деревьев, часто в глубине стеблей хмеля, в пучках мелких веток ольхи (в «ведьминых метлах»), отходящих от ствола, на высоте 0,5-2 м от земли.

Строительный материал гнезда. Гнездо строит из стеблей различных злаков, зонтичных растений, корешков и вьющихся побегов (всегда присутствующих в строительном материале). Характерны для него торчащие в разные стороны концы крупных стеблей в наружных стенках гнезда. Лоток выстлан тонкими стебельками, иногда растительным пухом и небольшим количеством конского волоса. Перья в подстилке отсутствуют, чем гнездо чечевицы отличается от гнезда, например, коноплянки.

Форма и размеры гнезда. Гнездо представляет собой довольно рыхлую низкую чашу. Диаметр гнезда 90-150 мм, высота гнезда около 100 мм, диаметр лотка 60-70 мм, глубина лотка 35-45 мм.

Особенности кладки. Кладка из 5-6 голубовато-зеленых яиц, покрытых темно-бурыми и черно-фиолетовыми пятнышками и крапинками, образующими на тупом конце венчик. Размеры яиц: (19-22) х (13-16) мм.Фото

Сроки гнездования. Прилетает во второй половине мая. В первой половине июня встречаются гнезда с полными кладками. Насиживание яиц продолжается 13-14 суток. Вылет молодых птиц из гнезда наблюдается во второй половине июля. Отлет начинается рано, в августе, и к сентябрю заканчивается.

Распространение. Распространена по всей территории лесной и лесостепной зон России, на Кавказе.

Изначально обыкновенная чечевица была распространена в Восточной Европе, Сибири, Малой, Передней и Средней Азии. Первая стадия расселения в западном направлении была отмечена еще в начале XIX в. Тогда чечевица достигла Восточной Германии, Юго-Восточной Финляндии, Чехии и Австрии. Вторая волна экспансии началась в 1930-х и особенно активно проходила в 1960–1970-х гг. Чечевица отлично освоилась в Польше, Германии, Чехословакии, Австрии, Югославии и Швейцарии. Гнездовой ареал этого вида достиг тогда побережья Белого моря. В настоящее время в Скандинавии чечевица уже перебралась через Полярный круг, и на границе Швеции и Финляндии достигла 67°с.ш. Основная волна вторжения чечевица на Британские острова началась в 1992 г., и сейчас она уже весьма широко распространена в Англии.

О причинах экспансии обыкновенной чечевицы, так же как и кольчатой горлицы, высказываются разные предположения. Одни объясняют рост численности этой птицы погодными условиями (потепление климата); другие – изменениями ландшафта. Дело в том, что в ХХ в. в Европейской части СССР, в Финляндии и Швеции происходили массовые вырубки лесных массивов вокруг поселений человека, а затем – вторичное облесение ряда заброшенных земель. В результате возникали биотопы, весьма подходящие для гнездования чечевицы, чем она с успехом и воспользовалась. Устойчивая же теплая погода во время и после вылета из гнезда, а также во время весенних миграций способствует тому, что молодые птицы более активно разлетаются на новые, не занятые ранее, территории.

Зимовка. Перелетный вид. Зимует в Индии и Южном Китае.

Описание Бутурлина.Слышали ли вы когда-нибудь, чтобы дикая птица высвистывала свое название, никогда этому не обучаясь? А чечевица это делает в совершенстве. Поздно, во второй половине мая, появляется эта птичка в средней полосе Европейской части России и сразу же возвещает об этом своей характерной песенкой. Это четырех- или пятисложный, чисто свистовой выкрик, звучащий как бы “ти-тю-ить-витю...” и иногда очень близко передаваемый слогами “че-че-ви-ца”. У некоторых певцов песня звучит как бы вопросительно. Молодые самцы поют заметно хуже старых. И второе, местное (уральское), название этой птички — черемушник — тоже очень меткое.

Увидеть поющего самца нетрудно, а раз увидев, вы его уж не забудете. Если певец — старый самец, то окраска его оперения почти везде красная, ярче на голове, груди и надхвостье. Сквозь красные тона пробиваются серовато-бурые, которые у молодых самцов и у самок составляют основную расцветку. Самцы начинают краснеть только на второй-третий год жизни. Самки очень похожи на самого обыкновенного городского воробья, лишь немного поменьше и попестрее (длина птиц около 16 сантиметров). Клюв у чечевицы толстый и вздутый, но слабее, чем у снегирей.

Родина чечевицы — Сибирь, и лишь сравнительно недавно этот вид стал расселяться на запад. В настоящее время эта птичка распространена почти по всей Европейской части России, но в западной половине она встречается реже. Особый, менее красный подвид живет на Кавказе. За Уралом чечевица распространена по всей Азиатской части России, к востоку — до Камчатки, и к югу — до Аральского моря, Тянь-Шаня и Забайкалья, где также образует ряд подвидов, несколько различающихся главным образом по красным тонам оперения.

Расселение из Сибири и в настоящее время определяет перелетные направления чечевицы, так как даже европейские особи, гнездящиеся или выведшиеся, например, в Московской области, улетают на зимовку в Индию и Южный Китай, то есть на восток, а не на юг. Они проделывают огромный путь в оба конца, и поэтому их летнее пребывание в Европе очень коротко. Прилетая в мае, они уже в августе исчезают, направляясь прямо на восток.

Чечевица — характерный обитатель береговых (уремных) зарослей по долинам рек и вырубок. На всем громадном протяжении своей площади обитания эта птичка отыскивает более или менее сходные условия — от береговых порослей низовьев Лены за Полярным кругом и до тальниковых зарослей вдоль речек Казахстана.

Гнездящихся птиц нетрудно обнаружить. Этому помогает песенка самца, однообразно повторяющаяся с одного и того же места (с излюбленного сучка). Но и самка легко выдает свое присутствие, слетая с гнезда с звучным, как бы гнусавым “пюйи”, очень похожим на крик комнатной канарейки. Птицы беспокойно летают около, но найти гнездо не так просто: приходится лезть в чащу, воевать с крапивой и вязнуть в топкой земле.

Гнезда всегда располагаются в глубине кустика, среди чащи ветвей и крапивы, очень невысоко от земли. Обычно гнездо укреплено в развилине у главного ствола. Так как птицы материал для постройки собирают здесь же, поблизости, в кустарнике и по окраинам прилегающих к нему заливных лугов или полей, то гнезда почти полностью сделаны из стеблей различных злаков, зонтичных растений и вьющихся побегов. Стенки гнезда довольно плотные, в форме низкой чашки, а внутри лоток выстлан волосом, растительным пухом и тому подобным мягким материалом. По соседству с чечевицами нередко гнездятся камышевки, но у них гнезда очень глубокие и бывают подвешены между вертикальными стеблями.

Гнездо обычно содержит 5-6 яичек, голубоватых, с резкими темно бурыми пятнышками (длина яиц около 20 миллиметров). Некоторые яйца бывают и без пятен. Насиживание длится 13-14 дней. Насиживает только самка, а самец поблизости однообразно повторяет свой громкий посвист и носит в гнездо корм. Весной, в пору спаривания, у него можно услышать и более тихую, щебечущую песенку, с которой он гоняется за самкой.

Состав пищи чечевицы также всецело определяется местами ее обитания: летом она их почти никогда не покидает. Весной птицы охотно щиплют различные почки, сережки ивы; позднее кормятся перезрелыми семенами, но собирают также и мелких насекомых, главным образом голых гусениц, тлей и мелких жуков на черемухе, ивняке и ветлах. С появлением выводков питание становится все более растительным; главным образом это сочные недозрелые семена тростников, камыша. Ими чечевицы кормятся и на зимовках. Если к берегам подходят овсяные поля, птицы щиплют незрелые кисти овса, пригибая их к земле. На деревьях раскусывают и выедают галлы. Едят и семена некоторых ягод (крушины, жимолости, калины).

Во вторую половину лета чечевицы мало заметны, так как самцы перестают петь, а больших стай у них не образуется. Но в береговых зарослях можно слышать гнусавую перекличку молодых, очень мало заметных в ветвях благодаря своему буровато-серому оперению. Старые птицы держатся еще скрытнее. Отлет происходит совсем незаметно.