Урагус, или длиннохвостая чечевица. Вид: Uragus sibiricus = Урагус. Вьюрки. Семейство: Fringillidae = Вьюрковые. Воробьиные, воробьинообразные:Отряд: Passeriformes = Воробьиные, воробьинообразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Род: Uragus = Урагус

Вид: Uragus sibiricus = Урагус, или длиннохвостая чечевица

Читать : Вьюрковые

Урагус (Uragus sibiricus) – небольшая (меньше воробья) птичка с длинным хвостом – один из самых красивых представителей семейства вьюрковых (Fringillidae, отряд воробьинообразных). Самцы урагуса окрашены в яркие розовые тона, которые особенно явственно проступают весной, при обнашивании перьев (стирании их кончиков) – птицы в это время пунцово-красные с серебристыми головками. У самок розовое оперение заменено на охристо-сероватое (розовыми остаются поясница и надхвостье), и издали они кажутся светло-серыми.

Область гнездования урагусов распространяется от юго-западной части Сибири (Новосибирск, Томск, Западный Алтай) до Сахалина, Приморья, Курил и Командор, Северного Китая, Манчжурии.

Птицы эти ведут оседлый или кочующий образ жизни, в период гнездования населяя густые кустарники, часто по берегам рек (заросли ивняков, черемухи и, особенно, облепихи) и облесенные предгорья. На казахстанских зимовках урагусы часто держатся в тугаях и густых зарослях трав, любят полынное разнотравье с кустами и ивняками на лугах и по пойменным склонам.

Питаются урагусы семенами травянистых и древесных растений. Лапы у этих птиц цепкие, с острыми коготками – много времени они проводят на качающихся ветвях и стеблях сорняков, подвешиваясь в разнообразных позах для извлечения семян.

У урагусов порхающий полет, сопровождающийся своеобразной трелью. Призывный крик напоминает трехсложный свист. В пении преобладают свистовые колена, оно напоминает пение клестов, очень мелодично и считается лучшим среди остальных вьюрковых.

В мае урагусы разбиваются на пары. Токующие самцы поднимаются в воздух и, трепеща крыльями, планируют к кусту с сидящей самкой. В этот период они много поют.

Свои плотные, искусно сплетенные гнезда урагусы строят у главного ствола молодой березы, ивы, лиственницы или в развилке куста и размещают их невысоко – от 1 до 2 м над землей. В качестве строительного материала птицы используют сухие травинки, стебельки, растительные волокна, а для выстилки – шерсть, перья и конский волос. В кладке урагуса 3–6 зеленовато-голубых яиц с четкими отметинами. За сезон могут быть две кладки.

После вылета молодые образуют небольшие стайки, кочующие по кормным местам и в неблагоприятные годы откочевывающие на зимовку.

М.Д. Зверев в 1930-х гг. одним из первых описал содержание урагусов в неволе. Это милые и быстро приручающиеся к клетке и хозяину птицы, содержание которых не доставляет особых хлопот, а замечательное пение радует душу. В настоящее время урагусов содержат как сибирские и дальновосточные любители, так и уральские и даже центрально-российские, поскольку их вывозят во многие крупные города России (а также в значительном количестве и за рубеж).

В неволе урагусов нужно кормить как можно более разнообразным кормом – только тогда удастся сохранить красивый цвет оперения. Мягкий корм пойманные в природе урагусы, как правило, не берут, но выведенные в неволе птицы едят его и кормят им свое потомство. Такой корм нужно готовить на основе детского питания и разводить его молоком. Сверху обычно кладут порезанных мучных червей или других насекомых, которых урагусы также охотно собирают с пучков принесенной им травы.

Из зернового корма для этих птиц особенно хорош отсев. К нему по возможности следует добавлять еще массу разнообразных семян: осота, мокрицы, горца, мака, ворсянки, рапса, сурепки. Очень полезны семена посевного рыжика (Camelina sativa), нужно также давать разные сорта проса, нут, канареечное семя, семена садовых цветов: незабудки, календулы, маргаритки и фиалки. Можно давать семечки подсолнуха в намоченном виде и немного конопли.

В вольерах урагусы неплохо размножаются. Растущие в вольере бузина, ива и хмель стимулируют гнездование. Как строительный материал для гнезд можно предложить сухую траву, корешки, мох, растительный пух, шерсть животных, вату. В качестве корма в период размножения нужно давать тлей и мелко порезанных мучных червей..