Чечётки птицы. Acanthis = Чечётки. Вьюрки. Семейство: Fringillidae = Вьюрковые. Воробьиные, воробьинообразные:Отряд: Passeriformes = Воробьиные, воробьинообразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Род: Acanthis  = Чечётки

Acanthis cannabina = Коноплянка, реполов

Род: Acanthis Borkhausen, 1797 = Чечётки

Читать : Коноплянка, или реполов в доме

Птицы заметно меньше воробья, очень плотного сложения, серо-бурой окраски, с вырезанным хвостом. Гнездятся в тайге и открытых ландшафтах. В кладке 4-6 голубых с красновато-бурыми пятнами яиц. Кормятся на деревьях, кустах и на земле. Осенью и зимой кочуют плотными стайками и часто попадаются на глаза.

В России четыре вида: обыкновенная чечетка, пепельная чечетка, горная чечетка, коноплянка.

Вид: Acanthis cannabina = Коноплянка, реполов

Acanthis cannabina = Коноплянка, реполов

Меньше воробья. Самец в брачном наряде легко узнаваем по рыже-коричневым спине и верху крыльев, серой голове, по красным пятнам на лбу и боках груди. У самки нет красных пятен, окраска малоприметная: верх бурый с коричневым оттенком на спине, верхе крыльев, груди и боках, на груди и боках продольные пестрины. Она похожа на самку домового воробья, отличается от нее наличием пестрин на голове и груди и более стройным телосложением, от самки чечевицы отличается также более легкой фигурой, наличием белого по бокам хвоста, от чечетки и горной чечетки, а также от самок домового воробья и чечевицы отличается белесыми наружными краями первостепенных маховых, образующими на сложенном крыле светлое поле. Acanthis cannabina = Коноплянка, реполовУ самца в осеннем пере все характерные цветовые пятна скрыты под охристо-бурыми, рыжими и коричневыми каемками перьев, он похож на самку, но в целом более рыжий, заметен контраст между коричневой спиной и буровато-серой головой, нет четких пестрин на груди и боках. Молодые до августа - октября похожи на самку, но оперение туловища и головы более монотонно охристо-бурое, светлые каемки на внешних опахалах маховых и рулевых имеют охристый оттенок. Осенью во взрослом наряде с трудом отличимы от взрослых на расстоянии по охристому налету на светлом крыловом поле и иногда - на крайних рулевых, контактный признак - заостренные центральные рулевые. При близком осмотре можно определять осенних самцов (как первогодков, так и более старых) по наличию красного цвета на перьях головы и груди, скрытому под маскирующими каемками, его бывает немного видно и с расстояния. В брачном наряде у годовалых самцов красные пятна на груди маленькие. Вес 14-24 г, длина 13-16, крыло 7,2-8,6, размах 22-26 см.

Распространение

Европа, кроме крайнего севера, Северная Африка, Передняя Азия. На восток до Средней Сибири. Перелетны, но на юге ареала встречаются и зимой. Подробнее распространение в Казахстане смотрите в разделе Подвиды.

Характер поведения

Первые птицы прилетают обычно ранней весной, в период снеготаяния или сразу за ним. Время массового прилета очень непостоянно и зависит как от конкретных сроков наступления весны, так и от того, насколько зима была снежной. Пролет очень растянут, самые поздние птицы появляются на местах гнездования уже летом. Типичные птицы сельского ландшафта с огородами, посадками кустарников и группами деревьев. Кроме того, кустарники на лесных опушках, окраинах полей, лугах, выпасах. Охотно селятся в садах. В городах гнездятся в парках, на окраинах, в кварталах с деревенской застройкой, нередко гнездятся в придорожных лесополосах и кустарниках, не смущаясь оживленным движением. Соседние пары могут располагаться неподалеку друг от друга. Сроки гнездования очень растянуты. Одни пары вскоре после прилета приступают к постройке гнезда, другие долго кочуют и начинают гнездиться летом. Питаются и кормят птенцов почти исключительно растительной пищей - семенами лебеды, полыни, щавеля и многих других растений, в основном - сорных трав, в зависимости от того, на каких из них созревают или еще сохраняются семена. Нередко собирают их еще незрелыми. Насекомые даже в птенцовом корме фигурируют лишь как попутное дополнение. Чаще это мелкие колониальные насекомые - тли, цикадки и пр. Стайки, пары и отдельных коноплянок на кочевках по открытой местности можно видеть практически с прилета до отлета, который начинается уже в августе и растягивается в большинстве районов до поры листопада. В степи, лесостепи и на юге лесной зоны коноплянки зимуют, когда остается достаточно много не засыпанного снегом бурьяна. Максимальный известный возраст в природе - 9 лет. В неволе при хорошем содержании живут дольше. Неволю переносят легко. В среде птицеловов коноплянку обычно зовут реполовом.

Подвиды

Коноплянка, или Реполов = Acanthis cannabina cannabina Linnaeus, 1758

Верхняя сторона головы (исключая розовое пятно на темени) более тёмно-серая, спина более тёмно-коричневая, чем у fringillirostris.

Возможно, гнездится в долине среднего течения Урала и Илека. На пролёте встречается в Волжско-Уральском междуречье, долине Урала и верховьях Эмбы.

Коноплянка, или Реполов = Acanthis cannabina fringillirostris Bonaparte et Schlegel, 1850

Верхняя сторона головы (исключая розовое пятно на темени) более светло-серая, менее тёмно-серая; спина более светлая, чем у cannabina.

Гнездится в долине средней Сырдарьи, в Тянь-Шане и Каратау, в Джунгарском Алатау, Тарбагатае и около Аягуза, в Сауре, Калбинском нагорье и на Юго-Западном Алтае. Встречена летом в Павлодарском Заиртышье у с. Щербакты и Чу-Илийских горах. На пролете отмечалась в пределах области гнездования, зарегистрирован залёт в Кургальджинскую впадину. Зимует южнее Алматы-Джамбула, однажды наблюдалась на Сырдарье у ст. Джусалы..