Вьюрковые ткачики. Семейство: Estrildidae = Вьюрковые ткачики. Воробьиные, воробьинообразные:Отряд: Passeriformes = Воробьиные, воробьинообразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Семейство: Estrildidae = Вьюрковые ткачики

Красногорлая амадина Amadina fasciata

Семейство: Estrildidae = Вьюрковые ткачики

Систематика: Семейство Estrildidae = Вьюрковые ткачики; Зебровые амадины

Представители семейства Вьюрковые ткачики  имеют мелкие и средние размеры; длина их  тела колеблется в пределах от 8 до 17 см. Всего в настоящее время семейство насчитывает 29 родов. Синичий астрильд (Nesocharis shelleyi) является самым маленьким представителем семейства, так как длина его тела не превышает 8,5 см, а самым легким видом считается серый астрильд (Estrilda troglodytes), вес которого составляет около 6 г. Серая рисовка (Padda oryzivora), имеющая 17 см длины и вес 25 г - самый крупный вид семейства.

Амадины

Вьюрковые ткачики встречаются на территории Африки, Индии, Юго-Восточной Азии и Южного Китая, а также в Австралии, на острова Малайского архипелага и в Океании. Начиная примерно с 80-х годов прошлого столетия они стали встречаться и в Европе. Так, например, зебровая амадина (Taeniopygia guttata) прижилась в природе в итальянской Тоскане.

В целом, вьюрковые ткачики являются типичными представителями отряда воробьиные. Для окраски их оперения характерно нередкое сочетание различных ярких цветов, например: зелёного и красного, зелёного и синего и т. п. При этом самцы и самки окрашены практически одинаково, хотя иногда самки могут иметь более светлую окраску. Клюв вьюрковых ткачиков довольно короткий и толстый, с обычно очень нежными полупрозрачными роговыми покровами. На конце клюв заострённый. Его окраска может быть красной, чёрной, жёлтой, серебристой или беловатой.

Вьюрковые ткачики в пределах естествнного ареала населяют равнинные степи исаванны, реже встречаются в горах, и только некоторые виды живут в полупустынях или населяют леса, где предпочитают держаться опушек. Поют в основном самцы, хотя иногда поют и самки. Их песня мелодичная но обычно очень тихая, и талько у некоторых видов довольно довольно громкая. Основу пищевого рациона составляют семена различных трав, хотя у некоторых видов важное место занимает пища животная, представленная в основном мелкии насекомыми.

Амадины

Для вьюрковых ткачиков характерно брачное поведение в вида особого танца, который самец исполняет перед самкой, обязательно с травинкой в клюве. Вьюрковые ткачики строят свое гнездо невысоко над землёй, располагая их на деревьях, тернистых кустарниках или стеблях высокой травы. АмадиныНекоторые виды располагают гнездо прямо на земле, а иногда в термитниках и постройках человека. В строительстве гнезда принимают активное участие оба родителя. Готовое гнездо может быть округлой, шаровидной или грушевидной формы. Входное отверстие обычно расположено сбоку, иногда имеет вид трубки. Свое название "Вьюрковые ткачики" эти птицы и получили за своеобразное искусство постройки гнёзд, которые они как бы ткут из различных листочков, умело соединяя их растительными волоконцами.

Полная кладка вьюрковых ткачиков обычно состоит из 4–6, реже 8–9 яиц. Яйца обычно белого окраса, иногда они бывают с голубым или розовым оттенком.Насиживают и выкармливают своих птенцов оба родителя: как самка, так и самец. Птенцов родители клрмят преимущественно насекомыми и их личинками в виде полупереваренной кашицы, которую отрыгивают из зоба. Зоб у птенцов имеет особое строение и состоит из двух разделов. Каждый из них при кормлении заполняются поочередно. В отличие от других птиц, птенцы ждут корма, не вытягивая шею кверху, а поворачивая голову с открытым ртом из стороны в сторону. Клюв у птенцов чёрный.  Покидают гнездо птенцы примерно через 3 недели, после чего ещё несколько дней родители продолжают их докармливать.

Вьюрковые ткачики, особенно амадины и астрильды, у любителей птиц очень популярны с давних времен. А некоторые виды, например, зебровая амадина, одомашнена и культивируется в Японии. Любителей певчих птиц привлекает нарядный экзотический вид ткачиков, а также их приятное пение. Среди них лучшими певцами из завезенных в нашу страну вьюрковых ткачиков считаются тигровые астрильды и гульдовые амадины. В настоящее время на Украине в России разводят и содержат более 10 видов этих птиц.