Обыкновенный ремез. Вид: Remiz pendulinus Linnaeus, 1758 = Обыкновенный ремез: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Вид: Remiz pendulinus = Обыкновенный ремез

Вид: Remiz pendulinus Linnaeus, 1758 = Обыкновенный ремез

Читать : Синицевые

Ремез по различным признакам существенно отличается от различных представителей семейства синиц. Верхняя спинная сторона ремеза покрыта перышками ржаво-рыжего окраса. Их голова и шея белые. Лоб черный, как и широкие полосы, которые идут от клюва к уху через глаз. Перья на плечах и надхвостье имеют охристую окраску. Темно-бурого цвета маховые и рулевые перья с беловатыми краями. Горло и зоб грязновато-белые, брюшная сторона тела охристая с ржавчатыми пестринами на груди и боках. Клюв у ремеза прямой, тонкий и очень острый.

Ареал ремеза довольно обширен. Этот вид встречается в Центральной и Южной Европе, на Кавказе, в Малой и Средней Азии. Ремез обитает в Южной Сибири, доходя на восток до Приморья, а также на Корейском полуострове, на юге Японии и в южных провинциях Китая. В настоящее время в пределах ареала ремеза диагностируют около десяти подвидов этого вида.

Фото ремеза

В северных частях ареала ремез по образу жизни является перелетной птицей, сроки прилета которой приходятся на март — апрель, а отлет наблюдается в сентябре — октябре. На юге ареала ремез оседлая птица. На зимовку обыкновенный ремез улетает в Среднюю Азию, Закавказье и южнее в районы от Малой Азии до южных провинций Китая. Встречается ремез на зимовке и на Балканском полуострове, и на юге Италии.

В пределах ареала ремез гнездится в зарослях растительности по берегам рек, озер, прудов и других водоемов, а также в пойменных и прибрежных лесах. Селится ремез на болотах в зарослях камыша и тростника. Иногда ремез встречается и на сухих участках леса, расположенных у больших оврагов или у пересыхающих на лето ручейков.

Фото ремеза

С приходом весны пары у ремеза образуются во второй половине апреля — начале мая. После этого птицы приступают к строительству гнезда. Строительным материалом для гнезда ремезам служат волокна растений, растительный пух, а также волокна льна, конопли и крапивы, реже ремезы используют шерсть млекопитающих или птичий пух. Гнездо ремеза снаружи нередко бывает утыкано летучками семян вяза, берестой или почечными чешуйками и цветочными сережками ивы и тополя, что зависит от места гнездования и окружающей растительности. Обычно стенки гнезда имеют толщину в пределах 20—25 мм, и они настолько прочны, что гнездо может провисеть на дереве в течение нескольких лет, практически не разрушаясь. Пара ремезов обычно устраивается свое гнездо на конце ветви вербы, поникшей над водой или на ветке тополя, расположенной на небольшой высоте - от 1 до 3—5 м. Если гнездо обустроено не над водой, то оно располагается повыше, на высоте 10 и более метров от поверхности земли.

На сооружение своего искусного гнезда пара ремезов обычно затрачивает не менее двух недель.Выбрав подходящую ветвь, птицы в ее развилке свивают свод; затем вдоль двух веточек выстраиваются широкие, расширяющиеся книзу и соединяющиеся друг с другом нижними углами пластины. На месте образовавшегося внизу овального отверстия свивается глубокое дно. Одно из боковых пространств между пластинами наглухо заделывается, на его месте образуется тупой конусообразный выступ, заметно выдающийся при рассматривании гнезда сбоку. К другому боковому пространству приделывается трубообразный вход в гнездо. В тех случаях, когда гнездо строится не в развилке, а прямо на конце ветви, только одна пластина строится по этой ветви, тогда как другая, противоположная, возводится без дополнительной опоры.

В законченном виде гнездо напоминает висящий на конце ветви мешок с входом, имеющим вид более или менее длинной трубки. Обычно постройка имеет 70—100 мм в диаметре, высота ее 130—170 мм, длина трубки 40—50 мм, диаметр летного отверстия 23—28 мм. У ремезов Средней Азии гнездо подвешивается между двумя тростинками. Откладка яиц начинается иногда еще до окончания постройки гнезда, но чаще спустя 2—3 дня после ее завершения.

Кладка обычно состоит из 6—8 белых яиц. Насиживает самка в течение 13—14 дней. Вылупившиеся птенцы остаются в гнезде 16—18 дней, в течение которых их кормят оба родителя. После вылета птенцов из гнезда, взрослые птицы докармливают их в течение нескольких дней, а затем семейная стайка до отлета кочует в зарослях по берегам водоемов. В августе у птиц, гнездящихся в северной и центральной частях ареала, начинается отлет на места зимовок.

Пища ремеза состоит преимущественно из мелких насекомых (жуков, гусениц, бабочек, клопов и др.) и пауков; в небольшом количестве потребляются семена.