Длиннохвостые синицы или Ополовники. Длиннохвостая синица или Ополовник. Семейство: Aegithalidae = Длиннохвостые синицы или Ополовники. Воробьиные, воробьинообразные:Отряд: Passeriformes = Воробьиные, воробьинообразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Семейство: Aegithalidae = Длиннохвостые синицы или Ополовники

Aegithalos caudatus (Linnaeus, 1758) = Длиннохвостая синица, ополовник

Семейство: Aegithalidae = Длиннохвостые синицы или Ополовники

Отряд: Passeriformes = Воробьиные, воробьинообразные

Фото Aegithalos caudatus (Linnaeus, 1758) = Длиннохвостая синица, ополовник

Ополовники – мелкие (8-16 см, 5-10 г) древесно-кустарниковые птички. Обликом сходные с синицами. Шея у них короткая, голова большая. Клюв маленький и короткий, выглядит слегка вздутым. Ноздри прикрыты мелкими перышками. Ноги этой птички средней длины, а пальцы короткие с цепкими когтями. Очень характерен удлиненный ступенчатый хвост. Оперенье у ополовников рыхлое и мягкое.

Окраска ополовников (Aegithalos) довольно разнообразна и контрастна. У мелких, относительно коротохвостых видов из монотипических родов – кустарниковой синицы (Psaltriparus minimus) и карликовой синицы (Psaltria exilis) , она скромная – буроватый или темно-серый верх, светлый, бледно-охристый или сероватый низ. У южных подвидов кустарниковой синицы развита черная маска, порою их считают отдельным видом Psaltriparus melanotis.

Aegithalos caudatus (Linnaeus, 1758) = Длиннохвостая синица, ополовник Фото

Интересно, что у самки этого вида радужина светлая, у самца и молодых птиц – темная. У остальных представителей семейства глаза обоих полов белесые или желтоватые, исключение составляют длиннохвостая синица и белогорлый ополовник (Aegithalos niveogularis), отличающиеся темной радужиной. Половой диморфизм, за исключением приведенного выше примера, отсутствует. Молодые похожи типом окраски на взрослых, порою отличаясь деталями рисунка или более тусклым фоном, имеют более короткий хвост. В году одна полная послегнездовая линька.

Ополовники - дневные птицы. Ночуют на деревьях, тесно прижавшись друг к другу, образуя подобие тесно нанизанных «бусин».

Aegithalos caudatus (Linnaeus, 1758) = Длиннохвостая синица, ополовник

Евроазиатская птица смешанных и лиственных лесов и пойменных зарослей. Гнездо шарообразное, с боковым входом в развилке ствола или куста, обычно на опушке. Сплетено в основном из зеленого мха, крепко скрепленного волокнами от коконов насекомых, в результате чего стенки становятся прочными и плотными, как войлок. Снаружи стенки гнезда облицованы мелкими кусочками коры березы, ели, ольхи и других деревьев, белыми лишайниками, обрывками тонкой бересты, чешуйками еловых шишек и т.д. Весь материал также плотно скреплен густой сетью волокон от коконов насекомых и паутиной, в результате чего образуется довольно плотный наружный панцирь. Внутренняя подстилка плотно прилегает к стенкам, придавая им еще большую прочность. Состоит она из большого количества перьев, образующих сплошную мягкую и теплую массу.

Яйца белые, с темным или красноватым крапом, их число в кладке варьирует у разных видов от 2-3 (карликовая синица) до 6-16 (ополовник). Инкубация длится 12-18 дней. Выкармливание – 14-18 дней.

Многие виды тяготеют к антропогенным ландшафтам, кустарниковая синица – обычный вид в городских парках и скверах США.

В семейство включают 3 рода с 8-9 видами. Кустарниковая синица обитает на западе Северной Америки, карликовая синица – эндемик Явы. Ополовники широко распространены в Евразии. Центр происхождения – субтропические районы Азии. В России обитает 1 вид.

Некоторые орнитологи объединяют в нем 8 представителей - длиннохвостых синиц из Евразии, черногорлую синицу, эндемика острова Ява, а также кустарниковую синицу из западной части Северной Америки. Это мелкие синицы, которые кормятся лесными насекомыми. Отличительная черта всех представителей семейства Aegithalidae – длинные. Узкие хвосты, очень маленькие клювы и однотонное оперенье. Они живут на деревьях и в кустарниках, держатся небольшими семейными группами. Несмотря на то, что длиннохвостые синицы являются близкими родственниками синиц и гаичек и встречаются вместе, они не образуют смешанных стай. Длиннохвостые синицы всегда предпочитают держаться обособленно.

Пять из 8 видов обитают в Гималаях или горах Китая, из них одни приурочены к сосновым лесам (черногорлая синица), другие держатся березово-дубовых лесов и зарослей можжевельника. Наиболее часто встречается вид Aegithalos caudatus, который распространен от Англии до Сибири, включая городские парки.

Североамериканская кустарниковая синица Psaltriparus minimus обитает в дубовых лесах. Она вьет гнезда, которые свисают с ветвей и раскачиваются на ветру. Подобные гнезда и у евроазиатских длиннохвостых синиц. Изнутри гнездо выстилается перьями (обычно принадлежащим птицам других видов). В одном гнезде длиннохвостой синицы насчитывалось 2 379 перьев.

Как и у многих видов у длиннохвостых синиц есть «помощники», это подросшие птенцы прошлого выводка, что однако не характерно для кустарниковых синиц.

Вот описание Addicott (1938), который наблюдал за вылетом молодых кустарниковых синиц:

«Как только молодые оперились и готовы покинуть гнездо, малейшее беспокойство служит для них поводом покинуть гнездо. Как только один из птенцов устремляется из гнезда, его примеру немедленно следуют и остальные – создается ощущение, словно в гнезде должен произойти взрыв. Птенцы летают неумело, хватаются за все подряд. Родители тревожно летают от одного птенца к другому, делая попытку их защитить от опасности, и пытаясь собрать их вместе – на это у них уходит около получаса».

Источник: Е.А. Коблик. Разнообразие птиц. часть 4. Москва, МГУ, 2001.