Поползень. Обыкновенный [европейский] поползень.Sitta Linnaeus, 1758 = Поползни. Вид: Sitta europaea Linnaeus, 1758 = Обыкновенный [европейский] поползень. Воробьиные, воробьинообразные:Отряд: Passeriformes = Воробьиные, воробьинообразные: биология,

Род: Sitta = Поползни

Вид: Sitta europaea Linnaeus, 1758 = Обыкновенный [европейский] поползень

Читать дополнительно : Обыкновенный поползень

Обыкновенный поползень (Sitta europaea) – птица размером с воробья (длина тела – 13–16 см, масса – 22–25 г), с пепельно-серой с голубоватым отливом спиной, белым брюшком и коричневыми боками. Голова крупная, с белыми полосками на лбу и черной полосой от клюва через глаз к шее. Клюв черно-бурый, прямой, длинный и заостренный. Ноги сильные с цепкими пальцами и острыми когтями. Голос – весной мелодичный громкий свист и характерное «тюй-тюй-тюй» и «сит-сит». Быстро летает, прекрасно лазает по вертикальным поверхностям.

Распространен обыкновенный поползень на значительной части Европы и Азии – до Камчатки, Курил и Сахалина. Встречается он также в Северо-Западной Африке, на Кавказе, в Малой и Средней Азии, в Корее, Японии и Китае. Населяет лиственные и смешанные леса, в основном старовозрастные, с дуплистыми деревьями, но селится также в заросших степных оврагах и поймах с одиночными старыми деревьями среди ивняковых и осокоревых зарослей, в парках и садах, в городских насаждениях, на кладбищах. Ведет оседлый образ жизни, но зимой совершает кочевки в поисках кормных мест.

В конце февраля в лесу можно слышать брачный свист поползня, а в конце марта птицы разбиваются на пары и выбирают подходящий для гнездования участок. Самое главное – наличие дуплистого дерева. Поползни часто используют старые дупла дятлов, реже – естественные углубления, оставшиеся от выгнившего сучка, если они располагаются достаточно высоко – не ниже 3 м, а лучше повыше – до 10 м. Если леток слишком широк, птицы уменьшают его размеры до диаметра 3,5 см, обмазывая края глиной и грязью. Эта обмазка хорошо видна и позволяет безошибочно определить, что дупло принадлежит поползню. Иногда птицы обмазывают и внутреннюю поверхность дупла в верхней его части. Дно же засыпают тонкими кусочками коры и сухими листьями. Всего на обустройство гнезда уходит около двух недель.

В апреле самка откладывает 7–8 белых с коричнево-лиловыми отметинами яиц и приступает к насиживанию, которое длится 13–16 дней. Вылупившиеся птенцы находятся в гнезде до трех недель, а родители кормят их, прилетая иногда до 300 раз в день.

В начале июня у поползней бывает вторая кладка. После вылета выводки вместе с родителями кочуют по лесу, но в конце августа семейные группы распадаются. Поодиночке или по 2–3 особи поползни присоединяются к смешанным стайкам синиц и всю осень и большую часть зимы кочуют вместе с ними, посещая сады и окраины населенных пунктов, городские парки и скверы.

В городах поползни часто держатся около кормушек вместе с воробьями и голубями.

В теплый период поползни питаются в основном насекомыми – двукрылыми, муравьями, клопами, бабочками, долгоносиками, листоедами, пауками. Осенью они переходят на ягоды, а потом, зимой, пока лежит снег, едят семена ели, сосны и других деревьев, используют в пищу желуди, лесные орехи, орешки кедра и бука. Орех или желудь поползень зажимает в щели или придавливает лапкой, а затем раздалбливает клювом. Долбит он и кору деревьев в поисках зимующих насекомых. Весной роется в прошлогодних листьях. Осенью птицы запасают пищу впрок, засовывая желуди, орешки, плоды липы, крылатки клена в щели и ниши в стволах деревьев.

В любое время года поползень близко подпускает к себе, а на кормушках легко спускается за семечками на протянутую руку. Хорошо чувствует себя в неволе.

Обыкновенный поползень не относится к категории комнатных птиц, обладающих мелодичным пением или яркой окраской. В этом смысле его, строго говоря, не назовешь, ни певчей, ни декоративной птицей. Голос у него содержит оригинальные свисты (за что его еще называют «ямщиком»), но сравнить их с флейтовыми свистами славок или дроздов невозможно. Однако в поведении поползня в неволе проявляются такие черты, которые позволяют рекомендовать его в постоянные «жильцы». Это, прежде всего, его повадки лазальщика. Поставьте в клетку к поползню обрезок подгнившего ствола – и он продемонстрирует вам множество удивительных поз, обследуя и обстукивая его со всех сторон. Такие обрубки ему стоит приносить из леса почаще.

Еще более разнообразное поведение вы увидите, если выпустите птицу полетать по комнате. Помимо необыкновенной ловкости в лазании и передвижении по вертикальным поверхностям, поползень покажет вам, как он прячет корм «про запас», как обрабатывает желуди и орехи, раскалывает плоды и семена.

К этому можно добавить, что в неволе поползень очень быстро становится совершенно ручным и вскоре будет бегать по вашей одежде, рукам и плечам, как по стволам деревьев, отыскивая лакомства в карманах и складках одежды.

Содержат поползней в обычных клетках размером примерно 50 ґ 25 ґ 35 см. Корм – обычный «синичий». Зимой можно давать совсем немного смеси для насекомоядных птиц, в которую следует добавать мучных червей и тертый сыр, но делать упор на семечки подсолнуха, так как в зимнее время в природе поползень переходит на зерновой корм. Ну и, конечно, в дальнейшем стоит подкорректировать рацион с учетом индивидуальных вкусов птицы.

Разводить поползней в неволе довольно просто. Лучше всего для этого подходит вольер длиной около 3, шириной – 1,5, а высотой – около 2 м, обустроенный примерно так же, как и для большой синицы. В вольере нужно развесить 2–3 гнездовых ящика в форме обрубков бревен, выдолбленных изнутри. В качестве подстилки потребуется сухая листва, мелкие кусочки коры и древесные опилки. Желательно устроить небольшой мелкий водоем, – поползни, как и многие другие птицы, любят купаться.

Наблюдать за поползнями в период размножения очень интересно. Самец страстно ухаживает за самкой, зовет ее и предлагает корм, который неустанно собирает для нее с утра до вечера.

Птенцы поползня в период выкармливания кричат, почти не переставая. В это время птицам надо давать много мягкого корма, в который добавлены мелко порезанные мучные черви. Можно давать и других насекомых: сначала мелких гусениц, мух, кузнечиков. Подросшие птенцы могут справиться и с более крупными насекомыми, в крайнем случае им помогут в этом родители.

В уличных вольерах поползни могут и зимовать – только нужно защитить их от дождя и снега..

Источник: Данная статья была опубликована в № 06/2004 газеты "Биология" издательского дома "Первое сентября".