Садовая славка. Вид: Sylvia borin = Садовая славка. Славки. Род: Sylvia Scopoli, 1769 = Славки. Воробьиные, воробьинообразные:Отряд: Passeriformes = Воробьиные, воробьинообразные: биология,

Вид: Sylvia borin = Садовая славка

Отряд: Passeriformes = Воробьиные, воробьинообразные
Подотряд: Oscines = Певчие
Семейство: Sylviidae Leach, 1820 = Славки Старого Света, славковые
Род: Sylvia Scopoli, 1769 = Славки
Вид: Sylvia borin (Boddaert, 1783) = Садовая славка

Вид: Садовая славка (Sylvia borin)

Читать : Славки

Эта славка крупнее черноголовки. Ее отличает однообразная серая окраска с однотонным серо-бурым верхом и чуть более светлым низом, белым брюхом и таким же подхвостьем, темно-бурым клювом. Отметины и пестрины в оперении отсутствуют. Пение садовой славки звучное, нежное, однообразное и продолжительное, – торопливый журчащий «говорок» вперемежку с чистыми свистовыми и флейтовыми звуками. В целом песня напоминает песню черноголовки, но поется более торопливо. Позывы звучат как тревожное «чак-чак» и «джет-джет».

Гнездится садовая славка почти всюду в Европе, кроме Крайнего Севера, в Западной Сибири, в Крыму и на Кавказе. Зимует в Африке.

Селиться предпочитает в высоких кустарниковых зарослях по опушкам леса, вырубкам, но также охотно заселяет высокий подлесок и подрост на вырубках. Населяет и полезащитные лесные полосы, и защитные насаждения вдоль дорог, разреженные леса паркового типа, сады и дачные участки.

Весной самцы появляются в первой декаде мая, но прилет продолжается до конца последней декады этого месяца. Распределившись по гнездовым участкам, самцы интенсивно поют и решают территориальные споры стычками на границах, во время которых исполняют особые скрипучие песни. С появлением самок все чаще слышится обычная, значительно более длительная песня, которая содержит свистовые и флейтовые звуки. У некоторых самцов эти песни особенно красивы по своему звучанию и даже напоминают пение черноголовок. Садовые славки также имитируют песни других птиц, при этом ускоряя их ритм и затрудняя тем самым их узнавание. Особенно часто они включают в свою песню голоса дроздов и зарянок, с которыми соседствуют в лесных местообитаниях и которых часто слышат.

В средней полосе гнездование садовых славок в основном приходится на конец мая–начало июня. В это время самцы часто поют на вершинах деревьев.

Еще до появления самки самец-владелец гнездового участка начинает строительство нескольких гнезд в зарослях небольших кустарников или папоротника, в куртинках высоких трав. Его гнездостроительные усилия, однако, не идут дальше сооружения крохотных площадок-оснований для гнезд. Когда появляется самка, он с песней демонстрирует ей свои сооружения. В течение следующей недели самка достраивает одну из выбранных ею конструкций до формы и размеров обычного гнезда.

Гнездо обычно располагается на высоте 10–50 см от земли (гораздо реже – до 2 м) на папоротнике, на упавшем дереве, на кусте и т.д. Много гнезд можно встретить на кустах ив, орешника, ежевики, малины, в можжевельнике и на маленьких елочках; в садах и на дачных участках садовая славка любит гнездиться на крыжовнике. В некоторых местностях славки предпочитают гнездиться и на нижних ветвях старых деревьев.

Гнездо сооружается из сухих корешков и травинок с выстилкой лоточка конским волосом. Вся конструкция выглядит ажурно-прозрачной. В кладке – 4–6 испещренных бурыми пятнами сероватых яиц. Массовый вылет птенцов происходит в последней декаде июня. Но если птенцов в гнезде потревожить раньше, то они выскакивают наружу и, не умея летать, затаиваются в низких кустарниках. Родители докармливают слетков еще в течение примерно 10 дней. Позднее у некоторых пар начинается вторая кладка.

В августе молодые славки кочуют по ягодным кустарникам, рощам, полянам и вырубкам. С конца августа начинается отлет, и в сентябре он приобретает массовый характер, в основном в ночное время.

Славка-черноголовка и садовая славка – осторожные и пугливые птицы, избегающие близкого контакта с человеком и не часто попадающиеся ему на глаза. Быстро двигаясь в зарослях кустарников, среди древесных ветвей, они плохо видны наблюдателю. Вместе с тем чарующие звуки их пения, заметно выделяясь из общего хора лесных голосов, постоянно обращают на себя внимание и вызывают у любителей желание иметь этих птиц дома. Но содержать дома славок не просто.

Ловят этих птиц самоловными лучками на приманку из мучных червей и других насекомых, устанавливая их на заранее прикормленных, очищенных от травы местах, там, где особенно часто поет заранее выбранная птица. Отловленной птице надо сразу же подвязать крылья. В течение недели следует подержать птицу в плотной кутейке, а затем можно перевести ее в обычную или соловьиную клетку размером 45 ґ 22 ґ 30 см, с расстоянием между прутьями в 1 см.

Как правило, пойманные весной птицы быстро начинают брать корм, состоящий из смеси сушеных муравьиных яиц, тертой моркови и мучных червей, и запевают через неделю после поимки.

При содержании в неволе в корм славок нужно добавлять несколько больше спелых фруктов и овощей, чем для других насекомоядных птиц. Это могут быть яблоки, груши, виноград, персики, авокадо, финики, бананы и инжир. Из ягод подойдут черная смородина, черника, бузина в свежем или замороженном виде. Очень полезны тертая морковь, мелко порезанные полевая горчица, шпинат, окопник. Можно использовать все части одуванчика – корень, листья, цветы.

В качестве основы прикорма для всех славок подойдет детское питание, куда можно добавлять самые разнообразные корма, включая, конечно, поливитаминные препараты и кальций. Все смеси можно смачивать молоком. Жидкие поливитаминные препараты можно добавлять в питьевую воду, но если менять ее ежедневно, то приходится учитывать большой расход препаратов. Чтобы этого избежать, нужно рассчитать витамины на минимальный расход питьевой воды на сутки.

В качестве живого корма можно давать порезанных мучных червей, свежих или замороженных личинок муравьев или (что предпочтительнее) специально разводимых в качестве живого корма личинок большой вощинной моли (Galleria mellonella) и прямокрылых – сразу после вылупления.

Если вы используете в качестве корма личинок мясной мухи, то убедитесь, что кишечник у насекомого чистый, т.е. не видна тонкая черная линия, проходящая через все тело личинки. В противном случае ваши птицы могут заразиться ботулизмом. Очистить кишечник можно, подержав личинок 5 дней в свежих отрубях.

В небольших количествах можно давать сырую или приготовленную на пару рыбу, а также мелких раков и креветок – эти добавки, как и тертая зелень и овощи, вмешиваются в мягкие смеси и значительно разнообразят питание птиц.

В предмиграционный период почти все славки набирают значительный лишний вес. Большое количество фруктов и овощей поможет предотвратить ожирение ваших питомцев.

Славки больше, чем другие птицы, любят купаться.

Если вы содержите славок в уличной вольере, то переводить их в зимнее помещение нужно только с наступлением действительно холодной погоды. Важно, чтобы птицы как можно дольше находились в условиях, приближенных к природным. Даже несколько насекомых, которых они поймают в вольере самостоятельно, будут очень полезны для них.

Для разведения славок в неволе подойдет вольера размерами 2 х 2 х 1 м. С тыльной стороны засадите вольеру хмелем, пусть он вьется по оградительной проволоке, это создаст дополнительную кормовую базу для птиц. Возможности для гнездования предоставят густые кусты, например, ежевики, – разместите их в вольере. В качестве гнездового материала предоставьте птицам разные травяные стебли, потоньше и потолще; для выстилки лотка – корешки и шерсть животных.

С приближением гнездового сезона следует увеличить количество живого корма. Для выкармливания молодых, вплоть до их оперения живого корма понадобится особенно много, хотя некоторое время спустя родители будут использовать также и мягкие смеси и фрукты...

Источник:Данная статья была опубликована в № 29/2004 газеты "Биология" издательского дома "Первое сентября".