Поганка птица фото. Поганки, поганкообразные :Отряд: Podicipedes, или Podicipediformes = Поганки, поганкообразные : биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Отряд: Podicipedes, или Podicipediformes = Поганки, поганкообразные

Семейство: Podicipedidae = Поганки, поганковые

Читать дополнительно: Поганки (систематика); (2); (3); (4)

Изучение поганок, сгруппированных в 1 семейство, насчитывающее всего 22 вида показало, что они, видимо близки к ржанкообразным и журавлеобразным, хотя родственные связи их совсем неясны. Внешнее же сходство поганок с гагарами, а именно: обтекаемое тело, покрытое плотным водоотталкивающим оперением, гибкая шея, копьевидный клюв, отнесённые назад короткие ноги, обусловлено сходными адаптациями этих групп птиц к среде обитания. При этом поганки заметно мельче гагар, так как их масса колеблется от 100 г до 1,6 кг при длине тела 21–77 см.

Поганки тесно связаны с пресными водоёмами, хотя на кочёвках и зимовках встречаются и на морском побережье. Пальцы у поганок не соединены перепонками, а оторочены жёсткими лопастями, которые весьма удобны для гребли. В отличие от гагар, поганки не подгребают полусогнутыми крыльями при нырянии. Поганкам, как и гагарам для взлета с поверхности воды необходим достаточно длительный разбег. При этом некоторые оседлые виды поганок способность к полёту утратили совсем. По суше поганки передвигаются с трудом.

В гнездовой период большую роль в пищевом рационе играют различные водные насекомые и другие беспозвоночные. Окраска у поганок в целом типична для водоплавающих птиц. Они имеют тёмную окраску оперения верха тела и светлый низ. А в брачном наряде у многих видов развиваются яркие украшающие хохлы, воротники.

Весьма сложен и брачный ритуал поганок, который включает в себя своеобразные и весьма оригинальные синхронные парные танцы половых партнеров на воде. Для обустройства гнезда поганки выбирают мелкие пресные водоёмы обязательно с наличием участков густой надводной растительности. В таких удобных для гнездования местах поганки иногда образуют колонии, насчитывающие несколько десятков пар.

Свои гнёзда поганки строят прямо на мелководье, обычно в окружении стеблей водных растений. Иногда гнездо плавает свободно, но чаще оно касается дна своим основанием и зафиксировано на одном месте. В выводках бывает до 10 птенцов, они выводкового типа, покрыты контрастным, полосатым пухом. Первое время после вылупления птенцы часто путешествуют по водоёму, забравшись на спины родителей, иногда те даже ныряют с птенцами, находящимися под плотно прижатыми крыльями.

Поганки распространены по всему свету, особенно разнообразны в Южной Америке, которая считается их родиной.