Попугаи, попугаеобразные: Psittaci, Psittaciformes = Попугаи, попугаеобразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Отряд: Psittaci, Psittaciformes = Попугаи, попугаеобразные

попугаи

Psittaci, Psittaciformes = Попугаи, попугаеобразныеОтряд: Попугаи

Отряд: Psittaci, Psittaciformes = Попугаи, попугаеобразные

Попугаи имеют такой своеобразный внешний облик, что едва ли кто-либо спутает любого попугая с другой птицей. Расцветка у попугаев необыкновенно яркая, и в их оперении представлены практически все цвета радуги. При этом особи одних видов могут быть окрашены во многие цвета сразу, другие окрашены однотонно, например в зеленые, оливковые, бурые и даже черные цвета.

Крючковатый клюв попугаев с особым сочленением надклювья с черепом: верхняя половинка клюва независимо от нижней может приподниматься кверху. Нижняя тоже подвижна: способна перемещаться вперед-назад и вбок. На нёбе, ближе к концу надклювья, у многих видов попугаев (кроме лори и некоторых других видов) имеются твердые поперечные рубцы вроде напильника. Они предназначены для лучшего измельчения, как бы «пережевывания» семян и фруктов.

Попугаи

Клюв у попугаев очень силен, он позволяет раскусывать даже крепкую кожуру орехов. Во время лазания по деревям, почти все виды пользуются клювом, цепляясь им за ветки. Язык у попугаев мясистый, на конце с углублением, облегчающим захват семян. У попугаев лори, у которых в рационе постоянно присутствуют цветочная пыльцы и сладкий нектар, язык на конце оборудован густой щеточкой из щетинок, облегчающей питание.

Восковица у ряда вида голая, у других оперенная, зоб большой. У некоторых видов, в частности у ары, копчиковая железа отсутствует. На ногах два пальца направлены вперед, два назад, как и у других древесных птиц: сов, кукушек, дятлов.

Самцы и самки по внешнему облику у большинства видов очень похожи. У волнистых попугайчиков самцы и самочки отличаются цветом восковиц, у какаду - цветом радужки, а у дятловых и некоторых других отличается окраска.

Все попуга, кроме кеа и, по-видимому, кака, - моногамы. У многих видов партнеры верны своим избранникам всю жизнь. Гнезда у большинства видом располагаются в дуплах. В роли подстилки используется сухие травы, листья, но чаще древесные труха или стружка, измельченные ветки, а нередко подстилка в гнезде и вовсе отсутствует. У некоторых видов гнезда устраиваются в расщелинах скал и даже норах. Дятловые попугаи, некоторые какаду, неразлучники и др. гнездятся в термитниках. А вот настоящим строительством гнезд могут похвастаться немногие: ночные и болотные попугаи и попугаи-монахи.

Самки разных вилов откладывают от Одного до десятка белых яиц, при этом крупные виды откладывают меньше яииц, чем особи мелких видов. Насиживание длится 18—35 дней, как правило, этим занимается самка, хотя у ряда видом и самцы активно участвуют в этом процессе. Птенцы родятся слепые, голые или опушенные. Кормят родители своих птенцов отрыжкой из зоба, измельченной и обогащенной витаминами. Птенцы, в зависимости от размера, находятся в гнезде 1—3 месяца, у кеа больше четырех.

Половозрелостъ у волнистых попугайчиков наступает в 3 месяца, у более крупных видов в год и больше. Живут попугаи довольно долго: некоторые рекордсмены-патриархи вплоть — до 120 лет.

Самые маленькие из попугаев - дятловые попугаи, размером с королька, имеют вес около 13 граммов, самые большие — ары, в длину достигают одного метра.

Всего в мире насчитывается около 330 видов попугаев, которые обитают в тропиках и субтропиках всего мира. Так, в Северной Америке проживал один, ныне вымерший, вид - Каролинский попугай. А вот Южная Африка и Европа — единственные части света с вполне подходящим климатом (в Европе, во всяком случае, на юге), где нет попугаев, хотя 25 — 40 миллионов лет назад водились они и в Европе. Ближайшие родичи попугаев, по-видимому, голуби и кукушки. В настоящее время попугаи - это одно семейство и 7 подсемейств: нестары — 2 вида (Новая Зеландия); щетиноголовые — 1 вид (Новая Гвинея); какаду — 17 видов (Австралия, Тасмания, Новая Гвинея, Сулавеси, Филиппины); дятловые: скачут по стволам, как дятлы, упираясь в кору хвостом, кормятся соками деревьев, фруктами и насекомыми, гнезда в древесных термитниках — 6 видов в Новой Гвинее; лори — 61 вид (Австралия, Новая Гвинея и ближайшие острова); совиные попугаи — 1 вид (Новая Зеландия); настоящие попугаи — более 200 видов во всех странах, где водятся попугаи.

Читать дальше: Попугаи