Ара красный. Вид: Ara macao = Ара красный. Ары. Ара. Род: Ara = Ары. Попугаи, попугаеобразные: Psittaci, Psittaciformes = Попугаи, попугаеобразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Вид: Ara macao = Ара красный

Ara macao = Ара красный

Отряд: Psittaci, Psittaciformes = Попугаи, попугаеобразные

Семейство: Psittacidae = Попугаи, попугаевые

Подсемейство: Psittacinae = Настоящие попугаи

Род: Ara = Ары

Вид: Ara macao = Ара красный

Ara macao = Ара красный Фото

Ара красный встречается в Центральной и Южной Америки: Мексике, Колумбии, восточнее Анд до Гайяны и Тринидада, Тобаго, Санта-Крус в Боливии и севернее Мату-Гросу в Бразилии.

Ара красный - это крупные птицы, с длинной тела около 85 см. Они обитают в тропических лесах, где предпочитают держаться в кронах высоких деревьев. Здесь они питаются в основном растительной пищей: всевозможными плодами, орехами, молодыми побегами некоторых пород деревьев и кустарников. Прилетая кормиться на поля и плантации в период созревания сельскохозяйственных культур, они приносят ощутимый урон урожаю, вызывая недовольство местных жителей.

В Америке в пределах ареала, издавна на красных ар охотились индейцы, используя их мясо в пищу, а перья для украшения своих одежд и жилищ. А вот гнездо этих птиц считалось своего рода богатством и передавалось по наследству от отца к сыну, так как длинные и яркие перья ар очень высоко ценились в ритуальных нарядах индейцев. Привязанность красных ар к дуплу, где они гнездятся, очень сильна, и птицы используют его в сезоны размножения много лет подряд. А живут красные ары несколько десятков лет, до 60—80 лет, а иногда и дольше, сохраняя способность к размножению до весьма почтенного возраста. Молодые птицы, взятые из гнезда голыми птенцами и искусственно выкормленные людьми, — обычные обитатели индейских поселений. Им предоставляют абсолютную свободу, но они никуда не улетают, годами живут в этом поселении.

Первые экземпляры красных ар попали в Европу в середине XVI в и известны из описания их К. Гесснером (1557 г.) и Альдрованди (1599 г.). С тех времен красный ара содержался людьми и сейчас известен как обитатель крупных зоопарков и зверинцев, а также содержится в зооуголках и у любителей-орнитологов. Хотя содержание в домашних условиях крупной птицы, обладающей большим и сильным клювом, всегда сопряжено с определенными трудностями. Обычно для них изготовляют специальную клетку или вольер (обязательно цельнометаллические), так как любые деревянные конструкции и предметы ары быстро превращают своим клювом в щепки. Сетка для вольера или проволока для клетки должны быть толщиной не менее 5 мм и иметь поперечные стяжки, иначе птицы могут расплести сетку, а прутья клетки — разогнуть.

Фото Ara macao = Ара красный

При этом следует иметь в виду, что особую опасность для жизни попугая несут в себе провода электропроводки, находящиеся под напряжением. Известны случаи, когда крупные попугаи не только гибли сами, перекусив провода, но и были виновниками крупных пожаров. Неравнодушны красные ары к выступающим частям мебели, которые они стремятся «сровнять» в первую очередь. Красные ары имеют неприятный и громкий для нашего слуха голос (особенно если чем-то испуганы или возбуждены). Поэтому, учитывая все выше сказанное – содержать такую птицу в доме – значит приобрести массу проблем и неудобств…

Однако нередко встречаются красные ары, годами живущие в квартире, но и пользующиеся ограниченной свободой. Обычно это птицы, не знавшие к себе плохого отношения и полностью доверяющие хозяину.

Следует помнить, что большинство крупных попугаев обладает прекрасной памятью и очень долго помнят и узнают человека, каким-то образом причинившего им вред, испуг и т. п. Поэтому при обращении с такими птицами следует соблюдать особую осторожность, чтобы не попасть в «список» неблагонадежных, но особенно – врагов.

Фото Ara macao = Ара красный

Кормить красных ар следует разнообразно. Их меню должно включать различные овощи и фрукты в сыром виде, зерновые корма (особенно кукурузу, подсолнух, горох), различные орехи (как мелкие, так и крупные, которые они легко разгрызают). Изредка арам следует давать продукты животного происхождения: нежирный творог, сваренное вкрутую куриное яйцо или кусочек вареного нежирного мяса (лучше сердце, печень). Частое употребление животных кормов может вызвать нарушение обмена веществ в их организме. Особое лакомство для ар - косточки абрикоса.

Зимой, при недостатке свежих фруктов и зелени арам можно давать фруктовые соки. Минеральные добавки к основному рациону птиц могут быть в виде речного песка, гравия, толченой ракушки, костной муки, древесного угля, дерновой земли. Можно изготовить брикеты из глины, песка, мела, древесного угля, яичной скорлупы, поваренной соли и серы, которые нужно подсушить до полного затвердения. Для улучшения пищеварения и стачивания клюва птицам можно давать смесь из кусков трухлявой древесины, сухих веток и кирпича.

В домашних квартирных условиях ар обычно держат поодиночке, поэтому разведение занимаются здесь редко. Разводят красных ар в основном в зоопарках.

Ara macao = Ара красный

При размножении этих птиц наибольшие трудности состоят в подборе пары. Очень сложно определения пола, так как самец отличается от самки очень незначительно. Так, у самки клюв меньших размеров, шире в основании и верхняя его половина имеет более крутой изгиб. Но это заметно при рассмотрении группы птиц, а у одиночных птиц определить пол довольно сложно. Но даже собрав воедино две разнополые птицы, нет гарантии того, что они будут размножаться.

Ниже подробно описано успешное размножение ар при домашнем вольерном содержании.

Пару держали в вольере, размер которого 1,9 X 1,6 X 2,9 м. Пол был засыпан толстым слоем песка, сверху положен дерн. Длина светового дня для птиц равнялась 15 ч, температура воздуха в комнате с птицами, была в течение года постоянной 20°С, влажность 80%, вентиляция естественная, исключающая сквозняки.

В качестве искусственного гнездовья к потолку вольера подвесили деревянный домик размерами 70 X 50 X 50 см. Диаметр летка 15 см, а высота от летка до пола гнездовья 25 см. Гнездовая подстилка — смесь из торфа, стружек (трухи) и песка в равных пропорциях. Изнутри гнездовье обтянули металлической сеткой, чтобы предохранить его стенки от мощных клювов, а наружные торцы и вырез летка обшили жестью.

В брачный период (обычно апрель — май) ары, сидя рядом на ветке, развернувшись хвостами в противоположные стороны, нежно перебирают друг другу перья на голове, шее, хвосте, под хвостом, сопровождая эти действия негромкими булькающими звуками, Затем самец, пританцовывая, покачивает головой, закидывает ее назад, кивает... Спустившись на пол вольера, самка откидывается на спину и игриво отбивается от самца лапами, который также валится на спину. Так повторяется несколько раз. Иногда там же, на полу, затевают игры с каким-то предметом (например, орехом), с убеганием и догонялками...

Иногда между арами случаются шумные ссоры, когда самка пытается сбросить самца с ветки. Ссора сменяется миром, когда имитируется кормление, а птицы проявляют интерес к гнездовому домику, регулярно заглядывают в него.

Спаривание птиц происходит по нескольку раз в день и сопровождается характерными звуками. Попугаи располагаются рядом в гнездовом ящике или на ветке, кладут друг на друга хвосты и соприкасаются клоаками.

Примерно через месяц после начала спаривания самка откладывает первое яйцо, затем с интервалом в 3 дня — последующие. В кладке обычно 2—3 яйца. На следующий день после откладки первого яйца самка плотно садится в гнезде. Самец большую часть времени находится рядом. Насиживание длится 24— 26 дней.

Птенцы вылупляются слепыми и голыми, в первые дни их кормит в основном самка. Она же и согревает потомство, хотя самец и находится постоянно в гнезде. В первые дни жизни птенцы издают шипящие звуки, а уже через неделю их голоса звучат как односложное карканье «как-как». Тональность издаваемых ими звуков различна настолько, что до двухнедельного возраста можно четко отличать старшего птенца от младшего. Оперяться птенцы начинают на втором месяце жизни, а рост пера полностью заканчивается через 10 недель. К этому времени птенцы начинают выглядывать из гнезда, а покидают его в возрасте 100 дней.

К 4 месяцам молодые начинают кормиться самостоятельно, но до полугода еще находятся на попечении самца. В 6 месяцев птенцы начинают подвергаться агрессии со стороны родителей, поэтому во избежание травм и даже гибели молодых следует очень осторожно (чтобы не напугать и подвижны и не повредить не окрепшие маховые и рулевые перья) изолировать от родителей.

Половой зрелости ары достигают, по-видимому, после 3—4 лет.

Практика показывает, что более 1 птенца у пары крупных попугаев, размножающихся в комнатных условиях, вырастает редко. Поэтому рекомендуется оставлять у родителей птенца, выведшегося первым, а всех последующих изымать из гнезда и докармливать искусственно. Лучше вынимать птенцов в возрасте хотя бы нескольких дней, т. е. чтобы они получили хоть какое-то количество пищи от родителей, так как в ней содержится большое количество различных ферментов, находящихся в зобе и слюне взрослых птиц.

Помещать птенца следует в какой-либо ящик на слой опилок. Если птенец голый или только начинает оперяться, то температуру в таком гнезде следует поддерживать не ниже 30 °С, так как у молодого организма отсутствует самостоятельная терморегуляция. Если же птенец оперен, то температурв в помещении должна быть в пределах 20 - 25 °С. За температурой в гнезде надо следить тщательно, ибо охлаждение, равно как и перегрев, могут оказаться губительными для птенца.

Кормовая смесь для искусственного выкармливания птенцов, готовится на основе детского питания для грудных детей. В смесь добавляют различные компоненты в зависимости от возраста птенца: тертые орехи, каши, фруктовые соки, мед, костную муку, витамины, а при необходимости - и лекарственные препараты. Готовят такую смесь в виде жидкой кашицы и шприцем через тонкий катетер вводят через клюв прямо в зоб птенцу. Отверстие, в которое следует вводить катетер, расположено за языком птенца и довольно хорошо заметно при раскрытом клюве. Подобный способ кормления пригоден для птенцов самого раннего возраста, а более старших целесообразно приучать к кормлению с ложки. При искусственном выкармливании следует придерживаться определенного режима кормления: птенцов раннего возраста — не реже, чем 1 раз в 2 ч, более старших — 1 раз в 2,5—3 ч, оперенных — 3—4 раза в день. В ночное время кормить не следует. Зоб должен быть заполнен чуть больше чем наполовину своего объема и быть мягким на ощупь при пальпации. Не следует также забывать поить птенца, несмотря на жидкую консистенцию кормовой смеси. Первые 10—15 дней лучше для этого использовать кипяченую воду, далее можно отстоянную водопроводную.

Для усиления ферментной деятельности у птиц в кормовую смесь можно добавлять человеческую слюну, а для создания необходимой кишечной флоры в кишечнике птенце — свежий помет родителей {1 — 2 раза в неделю). Птенцам в возрасте 2 месяцев и старше нужно добавлять в смесь щепотку крупного речного песка, что улучшит деятельность мускульного желудка. Вообще по мере роста птенца состав смеси должен меняться, постепенно приближаясь к пище взрослых птиц. Размоченное и затем протертое зерно, тертые овощи и фрукты, давленые ягоды, сваренное вкрутую яйцо, свежий творог и т.п. — эти компоненты вполне можно скармливать оперенным птенцам. Особенно важны минеральные вещества, а также препараты, содержащие кальций и фосфор, жирорастворимые витамины и витамины группы В, что позволит избежать развития у птенца рахит или авитаминоза.