Лебеди. Лебедь. Род: Cygnus Bechstein, 1803 = Лебеди. Семейство: Anatidae Leach, 1820 = Утиные. Гусеобразные:Отряд: Anseres, или Anseriformes = Гусеобразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Род: Cygnus Bechstein, 1803 = Лебеди

Род: Cygnus Лебеди

Читать : Гусеобразные

Лебедь, как известно, бел, словно утренний снег. Но таков он лишь в странах полуночных, то есть северных. Если отсюда направимся к югу, то увидим — странное дело! — у тамошних лебедей заметно прибывает черноты. У лебедя, который плавает по водам Америки, от юга Бразилии до Огненной Земли, голова и шея черные. А тот, что живет через два океана восточнее, в Австралии, и вовсе черный как ночь. Лишь маховые перья на концах крыльев белые и кончик клюва белесый.

Самый красивый из наших лебедей, герой многих легенд, перевоплощенный сказочный принц, — лебедь-шипун. Громким звонким криком, как лебедей севера, природа его не наделила, но украсила воистину лебединой шеей. Носит он ее изящно изогнутой латинской буквой S, крылья, токуя или возбуждаясь, чуть вздымает, и они белоснежными парусами вздуваются по бортам живой ладьи. У шипуна клюв перед лбом вздут основательной шишкой, цвет ее черный, Сам же клюв красный. Посмотрите, в зоопарке живут шипуны, по красному шишковатому клюву вы их легко узнаете.

Другие наши лебеди (а их еще два: кликун и малый, или полярный) на клювах ни шишек, ни красного цвета не имеют. У них он в основании желтый, на конце черный. У малого желтое пятно до ноздрей не доходит, у кликуна косо вперед простирается под ноздри и за них. Оба шеи известной нам латинской буквой обычно не изгибают, а несут ее над собой, вытянув вверх.

Малый лебедь гнездится в тундрах. Кликун, благозвучный и звонкий крик которого звучит трубно «ганг-го», — южнее в лесотундрах и по берегам глухих и таежных озер от Исландии, Скандинавии к юго-востоку до Алтая, и дальше по всей Сибири. У шипуна ареал разорванный, небольшими пятнами разбросан по Европе и Азии (Дания и прибрежья Балтийского моря, низовья Дуная, Днестра, Дона, Кубани, Волги, Урала, Казахстан и междуречье Шилки и Аргуни). В Канаде и на Аляске обитают подвиды малого лебедя и кликуна. Некоторые зоологи считают их особыми видами. От наших лебедей отличают их лишь черные клювы. Американская разновидность кликуна, лебедь-трубач, в годы перед последней войной был почти совсем истреблен, осталось лишь 73 птицы. Теперь под охраной правительства расплодились эти лебеди до двух тысяч.

В Африке лебеди не живут и даже не зимуют там, кроме некоторых крайних северных мест в дельте Нила и в Тунисе.

Лебеди издавна были одними из самых любимых народом птиц, символом красоты и верности. У большинства народов можно найти песню, сказку о лебедях. Созданию такого имиджа безусловно послужили горделивая осанка, красиво изогнутая шея и белоснежное оперение птиц. А также и тот факт, что лебедь - птица моногамная, то есть пары у них создаются однажды и на всю жизнь. Но по мере освоения земель человеком и развития сельского хозяйства этих птиц становилось всё меньше.

Решающую же роль в их истреблении сыграла интенсивная охота, поскольку в средние века лебеди были возведены в ранг «царской дичи» и украшали по праздникам пиры феодалов. Не помогли и строгие, но запоздалые меры по их охране. В 16 в. по Статуту Великого княжества Литовского за разрушение или разорение лебединого гнезда накладывался штраф в 3 «рублей грошей».Несмотря на это, в 17 веке гнездовья лебедей стали очень редки, и «лебединые ловли» сохранились в основном за пределами Белоруссии. До второй половины 19 в. лебеди ещё изредка гнездились в Литве и Белоруссии. Но в 20 в. их там не стало.

В начале и середине 20 в. ручные лебеди содержались на прудах в Беловежской пуще. Гнездились они у западных границ Белоруссии. В 1939 г. в Польше были известны 234 пары, а в 1945—75 гг.— 392. В 1937 г. лебеди стали гнездиться на озере Жувинтас в Литве. К 1953 г. там были уже 14 пар. Создались предпосылки для расселения их в Белоруссии. С 1963 г. гнездование лебедей отмечается в Беловежской пуще, Пружанском районе. В 1966 г. на реках Мухавец и Лесная зимовали 16 птиц. К 1980 г. в Белоруссии гнездилось 15—20 пар и отдельно держалось 50—60 молодых птиц. С 1980 г. численность лебедей в Белоруссии резко возрастает. В 1982 г. в Белоруссии гнездилось уже около 45 пар и до 300 особей держалось отдельно. В 1983 г. на озере Ореховском в Малоритском районе зимовали лебеди. В 1983г. общая численность лебедей в Белоруссии превысила 500, а в 1984 г.— 700 особей. Лебедь-шипун не только обитает летом на Брестчине, но и зимует на реках Западный Буг и Мухавец, некоторых озёрах и других водоёмах пригородной зоны Бреста и южных районов Брестской области.

Расселение лебедей в Белоруссии продолжается и идёт в направлении с запада на восток.

Источник: http://bird.geoman.ru и http://brestobl.com