Лебедь-кликун. Вид: Cygnus cygnus = Лебедь-кликун. Лебеди.

Вид: Cygnus cygnus = Лебедь-кликун

Отряд: Anseres, или Anseriformes = Гусеобразные

Подотряд: Lamellirostris = Пластинчатоклювые

Семейство: Anatidae Leach, 1820 = Утиные

Подсемейство: Anserinae Vigors, 1825 = Гусиные

Род: Cygnus Bechstein, 1803 = Лебеди

Вид: Cygnus cygnus (Linnaeus, 1758) = Лебедь-кликун

Читать : Лебедь-кликун

ЛЕБЕДЬ-КЛИКУН (Cygnus cygnus) одна из наиболее крупных птиц Европейской фауны; вес его достигает 7-10 кг, изредка 13 кг. Как и другие виды лебедей, кликун по общему облику - красивая, гордая и величественная птица. Тело его вытянутое, шея очень длинная, равная по длине телу. Голова средней величины; клюв, почти равный по длине голове, прямой, равномерно широкий, спереди округлый. Ноги короткие, плотные, отнесены далеко назад. Оперение очень пышное, густое, с большим количеством пуха. При плавании кликун глубоко погружает переднюю часть тела в воду и несколько приподнимает заднюю. Шея поставлена вертикально, голова направлена вперед, и клюв держится горизонтально. Крылья плотно прижаты к телу, и спина в профиль имеет округлые очертания.

Как и у других лебедей, движения плавающей птицы неторопливы. Но будучи преследуема, плывет очень быстро, и догнать ее на лодке можно лишь с большим трудом. С воды взлетает тяжело, долго разбегается, шлепая по воде лапами, и лишь постепенно набирает скорость и высоту. Летит, вытянув шею, с редкими, но сильными взмахами крыльев, производящими характерный звук.По земле ходит неохотно и редко выходит на сушу.

Голос громкий, трубный, слышен на очень большое расстояние. Кликун весьма осторожен, почти всегда держится на широких водных пространствах вдали от берегов. Вместе с тем это сильная и храбрая птица, самоотверженно защищающая птенцов; удар ее крыла может переломить руку ребенка или подростка. Окраска оперения самца и самки снежно-белая, уздечка и клюв желтые или желто-оранжевые,ноги черные. Молодые птицы в первом перовом наряде сверху дымчато-серые с более темной головой. Ноги серовато-красные. После второй осенней линьки слегка дымчатый цвет оперения головы сохраняется и заменяется на чисто-белый только после третьей осенней линьки - на третьем году жизни.

Кликун гнездится в северной половине Евразии от Исландии, Шотландии и Скандинавии на западе до Камчатки и Сахалина на востоке. К северу проникает до северных границ леса и лишь местами севернее; к югу - до, Шотландии, Монголии, Северной Маньчжурии, Северной Японии. Будучи повсеместно в благоприятных местах распространен в лесной зоне, южнее встречается спорадично и гнездится лишь в отдельных участках.

В прошлом лебедя-кликуна было значительно больше. Особенно резко численность его сократилась за последние десятилетия в южной половине ареала. Причина этого явления лежит, с одной стороны, в уничтожении под влиянием хозяйственной деятельности человека благоприятных мест обитания, а с другой - в интенсивной охоте на лебедей.

Излюбленными местами гнездования кликуна являются по возможности крупные озера, сильно заросшие у берегов тростником и другой водной и прибрежной растительностью. Иногда селится и на морских побережьях, если там есть заросли тростника, чередующиеся с открытыми плесами; на заросших глухих лесных озерах и старицах; на озерах среди кустарниковой тундры. Там, где птиц не тревожат, они гнездятся и на небольших, заросших с берегов прудах, нередко вблизи жилья человека. Лебедь-кликун - перелетная птица, лишь местами остается зимовать в районе гнездования. Частично зимует на незамерзающих проливах и полыньях у берегов Скандинавии, на Белом и Балтийском морях, на незамерзающих водоемах ряда других районов умеренной зоны Евразии. Основные же зимовки расположены в северной части Средиземного моря, в Передней Азии, на Каспии, в Средней, Южной и Юго-Восточной Азии.

Ранней весной, когда еще лежит снег, а водоемы покрыты льдом и появляются лишь первые лужи и закраины воды у берегов, начинается прилет кликунов. Наблюдается это около середины марта в южных, в конце марта - начале мая в средних и во второй половине мая в северных районах гнездовой области. Пролет идет долго и заканчивается тогда, когда весна уже в разгаре. К местам гнездования прибывают парами, которые у впервые приступающих к размножению птиц формируются на зимовках, а у старых сохраняются в течение многих лет жизни. Половозрелыми кликуны становятся на четвертом году жизни. Вскоре после прилета каждая пара занимает определенный довольно обширный участок, на котором устраивает гнездо. Гнездящаяся пара не терпит присутствия на своем участке других лебедей, и на этой почве между парами иногда бывают ожесточенные драки. Птицы сталкиваются грудью, приподнимаются над водой и бьют друг друга крыльями, сопровождая свои действия громкими криками.

Спустя одну-две недели после прибытия на родину самка устраивает довольно громоздкое гнездо в виде большой кучи растительного материала с лотком на вершине. Располагается оно обычно среди тростника, камыша, рогоза, чаще на сухом месте, иногда на мелководье. В последнем случае гнездо опирается на дно или бывает полуплавучим. Строительным материалом служит тростник, рогоз, камыш, осока, иногда древесные сучья и ветви и т. п. Лоток выстилается более мягким и нежным материалом - сухими стеблями травянистых растений, мхом, перьями и пухом, которые самка выщипывает у себя с груди и брюха в период откладки яиц. Размеры гнезда: диаметр основания чаще 1-1,5 м, иногда до 2,5 и даже 3 м, высота до 0,6-0,8 м; лоток довольно плоский, глубиной не более 20 см при диаметре 40- 50 см.

По окончании постройки гнезда самка приступает к откладыванию яиц, что в разных частях ареала падает на май - июнь. В полной кладке от 3 до 7, чаще 4-6 яиц, окрашенных в блестящий белый или слабо-желтый цвет. Вес яйца 33-36 г. При гибели первой кладки самка делает вторую, но всегда с меньшим количеством яиц. Насиживает одна самка, но самец всегда находится поблизости и ревностно охраняет гнездовой участок. При опасности самец подает голос и самка, закрыв яйца пухом и растительным материалом, улетает вслед за ним. Возвратившись на гнездо, самка сначала переворачивает яйца, а затем уже садится на них. Насиживание длится 35-40 дней. Выклевывание птенцов в южных районах гнездовой области наблюдается около середины мая, в средних - в конце мая - в июне, в северных - в конце июня - в первой половине июля. Только что обсохшие птенцы могут уже самостоятельно добывать пищу. При опасности взрослые уводят молодых в густые заросли, сами же улетают и не скоро возвращаются обратно. Выводок держится вместе и после того, как молодые начнут летать, и нередко в полном составе отправляется на юг.

Лебедь-кликун имеет две линьки: летнюю - полную и осенне-зимнюю - частичную. Летняя линька начинается со смены маховых, которые выпадают сразу, и птица теряет способность к полету. Вслед затем начинается линька мелкого пера. Новые маховые вырастают примерно в течение месяца, и только после этого способность к полету у птиц восстанавливается. Линька старых птиц проходит при выводке и в зависимости от географического района падает на июль - август. Смена маховых у неполовозрелых молодых начинается несколько раньше. К этому времени они собираются большими стаями на крупных мелководных водоемах, где и держатся весь период линьки. К концу августа полная летняя линька как у взрослых, так и у полувзрослых обыкновенно заканчивается. Приблизительно две недели спустя начинается частичная осенняя линька, охватывающая мелкое контурное перо и рулевые. Длится она долго и заканчивается, по-видимому, к декабрю.

Осенний отлет на зимовки начинается с наступлением осенних холодов и морозов и протекает в конце сентября - начале октября на севере, в октябре - ноябре в более южных районах ареала. Взрослые питаются как растительной, так и животной пищей: поедают корневища и зеленые части водных растений и различных мелких водных беспозвоночных. В питании молодых преобладают животные корма. Пищу добывают со дна, опрокидываясь в воду подобно речным уткам и глубоко погружая шею. На глубоких местах кормиться не могут. Ввиду малочисленности кликуна говорить о его промысловом значении не приходится. В прошлом практиковались хищнические способы охоты на лебедя, в частности загон линяющих птиц в сети, лов сетями на зимовках и т. д., когда добывали сразу по нескольку сотен птиц. Такого рода охота в значительной степени способствовала катастрофическому упадку поголовья лебедей за последнее столетие. В настоящее время подобные способы охоты у нас запрещены. Однако в некоторых странах по-прежнему процветает хищнический лов сетями, которыми иногда покрывают сразу до 80 птиц.