Белошей. Вид: Anser (=Philacte) canagicus (Sevastianov, 1802) = Белошей. Гусь. Род: Anser Brisson, 1760 = Гуси . Семейство: Anatidae Leach, 1820 = Утиные. Гусеобразные:Отряд: Anseres, или Anseriformes = Гусеобразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Вид: Anser (=Philacte) canagicus (Sevastianov, 1802) = Белошей

Отряд: Anseres, или Anseriformes = Гусеобразные

Подотряд: Lamellirostris = Пластинчатоклювые

Семейство: Anatidae Leach, 1820 = Утиные

Подсемейство: Anserinae Vigors, 1825 = Гусиные

Род: Anser Brisson, 1760 = Гуси

Вид: Anser (=Philacte) canagicus (Sevastianov, 1802) = Белошей

Вид: Anser (=Philacte) canagicus = Белошей

Читать : Anser Brisson, 1760 = Гуси

СТАТУС. Редкие виды (III категория)

Ареал обитания: Редкий, узкоареальный вид.

Длина крыла 380-420 мм. Тундровая зона.

Распространение. Гнездовая область этого вида гуся в нашей стране ограничена узкой полосой приморских тундр побережий Чукотки и Анадырского залива - на север до лагуны Амгуэма и на юг до лагун, лежащих у северо-восточных подножий Корякского нагорья. На самом востоке Чукотского полуострова белошеи по долинам горных рек проникают несколько в глубь материка (1 - 3). На линьке неполовозрелые птицы сосредоточиваются на северных побережьях Чукотского полуострова - по берегам Колючинской губы, лагун Укоуге, Ванкарем и Нэскан (1, 4).

Вне России эти гуси гнездятся на побережьях Аляски от залива Коцебу до Бристольского залива (4). Ареал вида существенных изменений не претерпел.

Заселяет приморский ландшафт, представленный двумя типами местообитаний. Первый тип - морские побережья с лагунами, окаймленными сырой, низкотравФотоной, с множеством солоноватых озер тундрой, в которой преобладают дюпонция и осока. Ширина местообитания изменяется от нескольких метров до 1 - 2 км и ограничена пределом, до которого в водоемы проникает соленая морская вода во время приливов. Второй тип местообитаний - примыкающая к морским побережьям, слегка всхолмленная, мохово-пушицевая тундра с пресными водоемами. Ширина местообитания - до 5 км. Именно здесь белошеи гнездятся. В первом типе местообитаний протекает выводковый период и линька неполовозрелых особей (2, 3). Изредка белошеи гнездятся в низовьях рек, впадающих в море, на болотистых лугах и островах устьев. В самых восточных районах Чукотки эти гуси поселяются также в долинах горных рек (1, 3, 5).

Зимовки белошеев, гнездящихся в нашей стране, расположены у каменистых побережий Аляски и Алеутских о-вов. Небольшое число птиц проводят зиму у Командорских о-вов (5).

Между белошеями, гнездящимися в нашей стФоторане и на Аляске, отмечается обмен особями. Некоторые птицы, окольцованные на побережье Колючинской губы, встречаются впоследствии в местах линьки на о. Св. Лаврентия. И наоборот, белошей, окольцованный молодым в дельте Юкона-Кускокуима, впоследствии был обнаружен на линьке на севере Чукотского п-ова (4) .

Численность. Современная численность вида в России после сезона размножения и линьки оценивается в 12 - 15 тыс. особей (2).

Наиболее обычен белошей в полосе приморских тундр от залива Креста до лагуны Укоуге, где особенно многочислен в низменной тундре к западу и особенно к востоку от Колючинской губы. По данным авиаучета 1974 г., плотность населения гнездящихся птиц (число особей на 1000 га) составила: в равнинных тундрах к востоку от залива Креста - 2,2, в холмистых тундрах северного побережья Чукотского п-ова - 1,3, в дельтах рек и приморских озерных низинах - 3,2. В южной части гнездовой области белошеи гнездятся спорадично и немногочисленны (3).

Лимитнрующие факторы. Несмотря на значительный размер кладки (от 2 до 9, обычно 5 - 6 яиц) конечные репродуктивные показатели очень низкие. Эмбриональный и постэмбриональный отход птенцов из-за неблагоприятных погодных условий Чукотки достигает 82%. Вероятно, это обстоятельство является главным лимитирующим фактором и ограничивает распространение белошея на север (1, 2) . В годы с высокой численностью песца отмечается массовое уничтожение кладок (6) .

Узкая кормовая специализация - питание исключительно побегами дюпонции и осоки - и особенность распространения этих растений, наряду с климатическими факторами, также ограничивают жизненную арену вида.

Меры охраны. Охота на белошея запрещена. Необходимо создание заповедника в районе Колючинской губы, усиление контроля за охотой.

Источники информации: 1. Исаков, Птушенко, 1952; 2. Кищинский, 1977; 3. Кищинский, 1979; 4. Кищинский, 1972; 5. Мараков, 1965; 6. Томкович, Сорокин (в печати). Составитель: В. Г. Кривенко.

Источник: http://www.nature.ok.ru