Сухонос. Вид: Cygnopsis cygnoides (Linnaeus) = Сухонос. Утиные. Семейство: Anatidae Leach, 1820 = Утиные. Гусеобразные:Отряд: Anseres, или Anseriformes = Гусеобразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Вид: Cygnopsis cygnoides = Сухонос

Отряд: Anseres, или Anseriformes = Гусеобразные

Семейство: Anatidae Leach, 1820 = Утиные

Подсемейство: Anserinae Vigors, 1825 = Гусиные

Род: Cygnopsis Brandt = Сухоносы

Вид: Cygnopsis cygnoides (Linnaeus) = Сухонос

Читать : Утиные

У дальневосточного сухоноса, который тоже внес генетический вклад в образование некоторых пород домашних гусей, клюв черный и заметно более длинный, чем у всех других гусей.

СУХОНОС (Anser cygnoid) очень напоминает крупные особи гуся-гуменника, и на дальнем расстоянии его трудно отличить. Вблизи можно распознать его по хорошо заметной темной полосе, проходящей вдоль задней стороны шеи. Весит он от 2,8 до 4,5 кг. Полет сухоноса кажется более тяжелым, чем полет других гусей. Хорошо плавает и ныряет. Во время линьки при опасности погружает тело в воду так, что остается одна голова, или же полностью скрывается под водой и плывет к безопасному месту. Голос у сухоноса громкий и более протяжный, чем у гуменника. Окраска оперения у описываемого вида серовато-бурая. Брюхо, надхвостье и подхвостье белые. Верх и бока головы, подбородок, задняя сторона шеи бурые, передняя сторона и бока шеи беловатые. Зоб и грудь буровато-серые. Бока тела черновато-серые со светлыми поперечными полосками. Клюв черный, у основания надклювья белая полоса. Ноги красновато-желтые. У самцов основание надклювья несколько вздуто, чего нет у самок. ФотоСухонос занимает относительно небольшой ареал в Восточной Азии. Населяет разнообразные стоячие и текучие водоемы, даже берега и острова быстрых горных рек. Ввиду незначительной численности этот гусь сколько-нибудь существенного значения в промысле не имеет. Является предком домашних китайских гусей. Очень легко приручается. В некоторых районах местные жители с давних пор отлавливают птенцов и выкармливают в неволе, после чего забивают. Сухонос, по-видимому, может быть использован в селекционных целях - для создания новых пород гусей.

СТАТУС. Исчезающие виды (I категория)

Ареал обитания

Крайне редкий, исчезающий вид.

Длина крыла 460-473 мм. Водоемы зоны степей.

Распространение. Еще недавно сухонос гнездился от южных берегов Охотского моря и побережий Сахалина на запад до Алтая, к северу до Минусинской котловины, в Забайкалье, бассейне Амура, на северо-востоке - до устья Уды и Аяна (1). В настоящее время достоверно гнездится только в Нижнем Приамурье в районе оз. Удыль (2) и в Забайкалье на Торейских озерах (3) . На остальной части гнездового ареала исчез (4, 5). Фото

Вне России встречается в степях и лесостепях Восточного Казахстана, Монголии и Северо-Восточного Китая. Зимует в восточных районах Китая, нерегулярно - на Корейском полуострове и в Японии (1).

Гнездится в горном, равнинном и степном ландшафтах. В горах заселяет реки с редкой растительностью с галечниковыми берегами, лесные болота и озера. В степях и на равнинах селится в широких речных долинах, на приречных и приозерных лугах, на пресноводных и солоноватых озерах, поросших тростником и рогозом.

Численность. В бассейне оз. Удыль гнездится до 150 пар (2) . На Торейских озерах в 1976 г. найдено 6 гнезд (3). Вероятно, эти цифры близки к абсолютной численности вида в России.

Лимитирующие факторы. Снижение численности объясняется хозяйственным освоением районов гнездования, браконьерством, уменьшением обводненности засушливых территорий (3, 4, 6).

Меры охраны. Добыча сухоноса запрещена. Специальные меры охраны не разработаны. Необходимо усилить борьбу с браконьерством, провести работы по определению численности и мест т гнездования,изучению экологии. В местах гнездования сухоноса необходима охрана угодий от антропогенного воздействия.

Источники информации: 1. Исаков, Птушенко, 1952; 2. Росляков, 1977; 3. Зубакин, 1981; 4. Ирисов, 1976; 5. Панов, 1973; 6. Воробьев, 1954. Составитель: Г. К. Иванов. Фото

Места обитания и образ жизни в Красноярском крае

Населял пресные и солоноватые озерные водоемы и реки степного и лесостепного поясов. На пролете мог встречаться вдали от водоемов, в голой сухой степи. На степных озерах сухонос гнездился в зарослях тростника, рогоза, по островам (оз. Беле) и по побережьям, отличавшимся значительной изрезанностью береговой линии (оз. Черное, Сарат) [7]. В поймах рек держался по островам и обширным осоковым болотам с озерами (поймы рек Сона, Уйбата, Абакана, Енисея). В настоящее время значительная часть свойственных местообитаний деградировала под влиянием хозяйственной деятельности человека.

В места гнездования прилетает в апреле. В Южной Туве на пролете встречен 13 апреля 1982 г. В двадцатых числах апреля небольшие группы по 5-7 особей регистрировали в районе оз. Торе-Холь [8]. К гнездованию птицы приступили в начале – середине мая. Обычно кладку, состоящую из 5-8 яиц, насиживает самка, самец находится поблизости и охраняет гнездо [9, 10]. В середине августа начинаются перемещения сухоносов, а настоящий пролет проходит в сентябре. Перед отлетом нередко формировались крупные скопления (оз. Беле, оз. Хадын). В настоящее время стаи этих гусей отмечаются лишь на побережье оз. Убсу-Нур и в низовьях Тес-Хема [11]. Места зимовок расположены в Китае на побережьях Желтого моря и его заливов к югу до Шанхая, а также в долинах рек Хуанхэ, Янцзы и на примыкающих к ним озерах (Поянху, Донтингху и др.) [12, 13].

Численность и лимитирующие факторы

Современное состояние популяций сухоноса, населяющих российскую часть ареала, критическое. По самым оптимистичным оценкам его численность не более 2000 особей [14]. На зимовках в Китае в 1989 г. отмечено около 60 тыс. этих птиц [15, 16, 17]. В районе оз. Поянху в скоплениях зимующих гусей сухонос составил 3% [12]. Последние оценки численности вида на зимовках в Восточной Азии варьируют в пределах 20,0-50,0 тыс. особей [18, 19]. В Приенисейской Сибири (в основном в Туве) в настоящее время обитает от 50 до 200 сухоносов. Заметное сокращение численности началось на рубеже 1950-1960-х годов, в период освоения целины. В августе 1963 г. сухонос был отмечен в пойме р. Сон, недалеко от побережья оз. Шира [20]. Несколько пар гнездилось в окрестностях озер Черное и Фыркал, встречался он и на оз. Беле, но уже, видимо, не размножался. К началу 1970-х годов перестал гнездиться на Фыркале и оз. Черном [21, 22], а к середине 1970-х годов практически исчез из северной части Хакасии. Последние встречи сухоносов в окрестностях озер Сарат и Черное датируются 1975 г. [23].

В южной части Минусинской котловины исчезновение вида относится к 80-м годам ХХ столетия. Есть несколько фактов его гнездования в этот период на оз. Улуг-Коль. В августе 1982 г. в урочище «Сорокаозерки» была встречена стая из 8 особей, одиночная птица наблюдалась 11 августа 1983 г. в урочище «Трехозерки» [24, 25]. За последние 10-15 лет сведений о нахождении сухоноса в Хакасии и на юге Красноярского края не поступало. Очевидно, в настоящее время он совершенно исчез из состава авифауны региона. Состояние вида в Приенисейской Сибири угрожающее, сохранились единичные пары в различных частях Тувы [26, 27]. В более благополучном положении находятся гуси, населяющие водоемы Монголии [28]. На приграничном участке, в низовьях Тес-Хема, в июле 1989 г. было отмечено около 16 выводков сухоноса [11]. Важнейшими причинами исчезновения вида на территории края являются неумеренная охота и деградация исконных местообитаний под влиянием интенсивной хозяйственной деятельности человека, как в местах гнездования, пролета, так и на зимовках в Китае [29]. Особенности биологии сухоноса (неосторожность, «любопытство») также способствовали прямому изъятию этих птиц [26, 29, 30, 31]. Запрет на его добычу мало эффективен из-за внешнего сходства с гуменником, который является объектом охоты и встречается в тех же местах [26].

http://www.nature.ok.ru; http://redbook.krasu.ru