Савка птица, фото.Род: Oxyura Bonaparte, 1828 = Савки. Вид: Oxyura leucocephala (Scopoli, 1769) = Белоголовая савка. Утиные. Семейство: Anatidae Leach, 1820 = Утиные. Гусеобразные:Отряд: Anseres, или Anseriformes = Гусеобразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Род: Oxyura = Савки

Савки (триба, 3 рода). Oxyurini.

Своеобразная группа пресноводных уток с относительно длинным хвостом из жестких перьев, который птицы часто держат почти вертикально. В основании клюва у многих небольшое вздутие. У большинства хорошо выражен половой диморфизм в окраске. Населяют все континенты, кроме Антарктиды. Держатся на пресных водоемах, сильно заросших околоводной растительностью, а также на хорошо обводненных болотах. К этой трибе относятся черноголовая утка (Heteronetta atricapilla), обитающая в Южной Америке, белоспинная (Thalassomis leuconotus) - в Южной и Восточной Африке, а также представители рода Окуига.

Вид: Oxyura leucocephala (Scopoli, 1769) = Белоголовая савка Фото

СТАТУС. Малоизученные виды (IV категория)

Ареал обитания: Редкий, спорадично распространенный, малоизученный вид с сокращающейся численностью. Длина крыла 147-165 мм. Озера зоны степей.

Распространение. Гнездится на степных озерах Прикаспия и Нижнего Поволжья (Сарпинское озеро) на север до Волгограда, по среднему течению Урала, в Челябинской обл., в ТоболоИшимской, Барабинской и Кулундинской степях, в предгорьях Алтая, в Тувинской и Убсунурской котловинах (1 - 3). Кроме того, в Казахстане, Туркмении, Таджикистане. Основные зимовки - Красноводский залив, окрестности Гасан-Кули, на севере Индии, Пакистана, Передней Азии, северном побережье Африки. Заселяет степные озера с густыми зарослями тростника и сплавиной (2,3). Гнезда располагаются в основном у уреза воды по кромкам сплавин и зарослей тростника и рогоза. Площадь обитания значительно изменяется по годам вследствие характерных для этих мест колебаний уровня воды. Мигрирует через Тургай и Арал на Каспий, в Иран и Пакистан, а также через северный Прикаспий и долину Маныча в Турцию и Северную Африку. Фото

Численность. Общая численность неизвестна, хотя ясно, что она постоянно сокращается и повсеместно мала. Так, на оз. Кротовая Ляга (Северная Кулунда) в 1966 г. отмечено 15 пар савок, в 1967 - 12, в 1969 - 4, а в 1970 г.- всего 3 пары (3). На оз. Няшино (Армизонский район Тюменской обл.) в июне 1977 г. учтено на колонии крачек 14 пар савок. В Барабе на оз. Мыс 10 июня 1973 г. найдено 1 гнездо. На оз. Белуха 7 мая 1975 г. отмечено 3 пары савок, на оз. Хорошенькое в 1973 г. наблюдали до 15 птиц, а в 1975 г. учтено 15 савок (8, 9). Зимой 1973 - 1974 гг. в Пакистане учтено 918 птиц (5), в Турции в 1974 г.- 5740 (6) . Всего в мире насчитывается около 15 тыс. особей (7).

Лимитирующие факторы. По-видимому, савка - реликтовый вымирающий вид. В настоящее время положение усугубляется отрицательным влиянием периодических колебаний уровня воды, ухудшением мест гнездования вследствие антропогенной деятельности, рыболовством, разреживанием зарослей тростника ондатрой.

Меры охраны. Охраняется в ряде лесостепных заказников на водоплавающую дичь. Добыча савок запрещена. Специальные меры охраны не разработаны.

После выявления мест гнездования этих птиц необходимо организовать охрану ряда заросших степных и лесостепных озер, особенно участков, занятых колониями чаек и крачек; ввести запрет рыбной ловли у кромок зарослей и сплавин, на локальных плесах в гнездовой и птенцовый периоды; следует запретить добычу на местах зимовок. Требуется организовать заповедник на озерах Чаны и Черное. Рекомендуется изучить возможности разведения савок в неволе.

Источники информации: 1. Исаков, Птушенко, 1952; 2. Долгушин, 1960; 3. Иванов, 1974; 4. Исаков, 1963; 5. Koning, Dijksen, 1974а; 6. Коning, Dijksen, 1974б; 7. Matthews,Evans, 1974; 8. Дробовцев, Кошелев, 1980; 9. Азаров, Иванов, 1981. Составитель: Г. К. Иванов.

САВКА (Oxyura leucocephala) утка средней величины, вес ее колеблется от 0,4 до 0,9 кг. Это своеобразная утка, отличающаяся от других видов рядом особенностей. Савку сразу можно узнать по манере плавания с почти вертикально поставленным хвостом. При этом на воде она сидит довольно высоко, но при опасности погружает тело в воду так, что на поверхности остается лишь самый верх спины; так же плавает она и при сильном волнении воды. Савка прекрасно плавает и замечательно ныряет, уступая в этом, быть может, только баклану и гагарам. Под водой может проплывать, меняя направление, до 30-40 м. Погружается без всплеска, как бы тонет, и, вынырнув из воды, способна через секунду нырять вновь и плыть под водой такое же расстояние. Летает неохотно и редко, никогда не выходит на сушу. Вся ее жизнь проходит на воде. Самка однообразно-бурая, у самца же на далеком расстоянии выделяется белая голова.

Гнездится эта утка на степных озерах с зарослями тростника и открытыми плесами с богатой водной растительностью. Гнезда делает плавучие, среди тростников, на небольшой глубине. В кладке чаще всего 6 яиц, поражающих своими размерами: они значительно крупнее яиц кряквы и примерно равны яйцам пеганки. Гнездо же, напротив, сравнительно небольшое. Яйца грязно-белого цвета.

Насиживает яйца одна самка. Насиживающую самку никогда не удается застать в гнезде, что связано, по-видимому, с особенностью развития яиц. Полагают, что очень крупные яйца этой утки нуждаются в постоянном согревании лишь первое время и развивающиеся в них эмбрионы очень скоро получают способность к самостоятельной терморегуляции, обеспечивающей их дальнейшее развитие. Известен случай, когда взятые из гнезда насиженные яйца савки, находившиеся в комнатах без всякого подогрева, развивались нормально и через неделю из них вывелись птенцы. Пуховые птенцы имеют жесткие рулевые перья. Птенцы поднимают хвост, как это делают взрослые птицы. Питается савка листьями и семенами различных водных растений, а также водными насекомыми, моллюсками и ракообразными. Промысловое значение савки мало, так как численность ее нигде не бывает высокой.

Источники: http://www.nature.ok.ru; www.floranimal.ru