фазан охотничий. Обыкновенный фазан: расселение человеком. Фазан Phasianus colchicus = Обыкновенный фазан Фазановые, фазаны. Семейство: Phasianidae, или Pavonidae = Фазановые, или павлиньи. Куриные, курообразные:Отряд: Galliformes = Куриные, курообразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Обыкновенный фазан: расселение человеком

Вид: Phasianus colchicus = Обыкновенный фазан

Читать : Обыкновенный фазан: в природе, содержание и разведение

Один из самых известных примеров расселения вида птиц, проходившего при непосредственном участии человека, – расселение обыкновенного фазана (Phasianus colchicus). Исторический ареал этой яркой и красивой птицы расположен в Азии – от Закавказья до Японии.

Когда-то, в Колхиде (теперешней Грузии), на реке Фазис (ныне эта река называется Риони) была греческая колония. В этих местах водились удивительно красивые и яркоокрашенные длиннохвостые птицы, которых по имени реки назвали фазанами. Греки, умевшие ценить истинную красоту, возвращаясь в Элладу, брали чудесных птиц с собой. В IV в. до н.э. фазанов уже разводили по всей Греции. Когда римляне завоевали Элладу, фазаны попали и к ним. Но если греки ценили этих птиц в первую очередь за красоту, то гурманы римляне отдали должное их вкусному мясу. Фазанов подавали в жареном виде на пирах. А чтобы было, что подавать, разводили их в специально огороженных местах – фазанниках. Через некоторое время такие фазанники существовали уже в самых разных местах Римской Империи. Потом империя пала… А фазаны остались.

Во времена крестовых походов рыцари часто устраивали обеды, на которых подавали фазанов под музыку, на серебряных блюдах, украшенных жемчужными и золотыми ожерельями. Фазан стал символом высшего благородства. Клятва фазаном была у рыцарей самой верной и торжественной и могла звучать так: «Клянусь фазаном, что не буду спать на постели, есть на скатерти, пока копьем не напишу свое имя на воротах Иерусалима».

С тех пор прошло много времени, но уважение и любовь – гастрономическая в первую очередь – к фазану остались. Эту птицу завезли и в Новый Свет, позже – в Новую Зеландию, в Австралию, на Гавайские острова. Правда, при этом в исконных местах обитания численность фазанов быстро снижается в результате активной охоты.

Излюбленные места обитания фазанов – пойменные леса, тростники по берегам водоемов и заросли кустарников (особенно по окраинам полей). В конце февраля – в марте зимние стаи этих птиц распадаются, и самцы делят территорию на будущие гнездовые участки, на которых кормятся, токуют и которые ревностно охраняют. Во время тока петух ходит по земле, по определенному, протяженностью около полукилометра, маршруту на своем участке, приподняв кверху длинный хвост, вытянув шею и издавая призывные крики. Тока могут продолжаться долго – около 4 месяцев, в течение которых самки сначала держаться поодаль, а затем поодиночке начинают присоединяться к самцам. После образования пары самка откладывает от 7 до 18 яиц. Если первая кладка погибнет или ее заберут из-под самки, как это делают в охотничьих хозяйствах, то фазаниха может отложить новую кладку. Высиживание продолжается около трех недель. Птенцы появляются на свет хорошо развитыми, способными сразу следовать за матерью. На третий день они уже начинают порхать, а на 13-й вполне уверенно летают и могут подниматься на ветки, на которых ночует самка. К осени фазаны собираются в стаи, причем самцы и самки держаться порознь. Стаи самцов могут достигать нескольких десятков и даже сотен особей, а самок – не более десятка. Зимой фазанам часто приходится туго, так как за короткий день они не могут собрать достаточно корма и сильно худеют. В хозяйствах в это время фазанов подкармливают.

Еще раз хочется подчеркнуть, что широкое расселение обыкновенного фазана – исключительно дело рук человека. Правда, надо заметить, что фазан оказался птицей нетребовательной и легко акклиматизировался в новых для него местах обитания.

Данная статья была опубликована в № 06/2005 газеты "Биология" издательского дома "Первое сентября".