Тетерев. Род: Lyrurus Swainson = Тетерева. Семейство: Tetraonidae = Тетеревиные. Куриные, курообразные:Отряд: Galliformes = Куриные, курообразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Вид: Lyrurus tetrix = Полевой тетерев, тетерев-косач

Летний образ жизни тетерева

Читать далее: Тетерев-косач; Весенний образ жизни тетерева; Тетеревиные выводки

В начале мая, в южной полосе иногда в апреле, а в северной даже в конце мая или в первых числах июня, вообще как только подрастет трава и лес начнет одеваться листьями, тетерки садятся на гнезда. В средних губерниях, именно под 58—59° с. ш., где почти исключительно производились мои наблюдения, большая часть курочек сидит на яйцах около 15-го мая; в июне ненасиженные яйца можно найти только у самки, почему-либо лишившейся первой кладки, что доказывается их небольшим количеством

Как было сказано, тетерки гнездятся всегда поблизости от токов, вернее сказать — местность тока обусловливается близостью мест, удобных для вывода птенцов. Исключения из этого правила редки и зависят от каких-либо неблагоприятных условий, напр, от усиленного истребления на токах, вследствие чего, хотя выводные места остаются те же, косачи собираются там, где имеют относительную безопасность от охотников и, главное, охотников-промышленников. Таким образом, нередко бывает, что самцы токуют на севере во мшарнике, а на юге — в поле, за две, даже три версты, а может быть, и далее от лесов и кустарников, удобных для вывода.

В свою очередь, необходимое условие для гнездования тетерок — близость кормных мест, т. е. ягодников. Где нет ягод, там не может быть выводков, и это правило известно каждому охотнику. Но, кроме этого, при одинаковости всех прочих благоприятствующих для вывода условий весьма важное значение имеет порода ягод, так как тетерева далеко не в одинаковой степени любят все виды последних. Поэтому часто бывает, что в местности, по видимому изобилующей ягодным кормом, выводков очень мало или нет вовсе. При ближайшем знакомстве с окрестностями оказывается, что это происходит потому, что большая часть выводков скучивается где-нибудь поблизости в такой местности, в которой во множестве растут более любимые ими ягоды. Какие именно породы ягодных растений употребляются в пищу тетеревами и тетеревятами по преимуществу, мы рассмотрим далее, а теперь только заметим, что на севере, отчасти в средней полосе курочки выбирают для своих гнезд исключительно земляничники и костяничники, в лесных черноземных губерниях — клубничники, а в степи — виш-невники. Обстоятельство это имеет огромный практический интерес для охотников, и знание этого условия может сберечь ему много труда и времени и вообще послужить ему путеводною нитью при отыскивании выводков.

Второстепенные условия гнездования тетеревов в данной местности уже частию зависят от главного — близости ягодника. Отсюда само собою следует, что они исключительно должны выводиться в березовых лесах( В лесной черноземной полосе, уже в Тульской губ. (напр., в Белев-ском уезде), тетерки очень часто несутся и в липняках ), где находится наибольшее количество этих ягод (за исключением, конечно, вишен), реже в осинниках и краснолесье. Точно так же по тем же причинам им необходим не высокоствольный глухой и темный лес, а дровяник или даже т. н. парусник, по возможности редкий, в противном случае пересекаемый небольшими лужайками, прогалинами и покосами; нередко старые сечи, уже заросшие чернолесьем. Кроме обильной и притом наиболее любимой ягодной пищи, тетеревята находят себе здесь безопасное убежище. В частом или глухом лесу трава очень низка, в хвойной чаще ее даже не бывает вовсе, а высокие, густые и притом разнообразные растения крайне необходимы тетеревятам, которые прячутся в них от своих врагов и первое время кормятся насекомыми, находящимися здесь в изобилии. Отсюда опять-таки понятно, почему тетерка может нестись и не в самом ягоднике, а поблизости от него, но непременно в густой траве. Не надо забывать, что тетеревята в течение месяца кормятся животною пищею и ко времени созревания ягод уже достаточно окрепнут, так что могут прикочевать сюда и за несколько сот сажен.

Из сказанного нами ясно, что тетерева несутся в редком мелколесье или в лесных опушках, поблизости покосов и частию пашен, которые доставляют им пищу уже в конце лета. Последнее обстоятельство хотя при счастливом отношении к лесу и кустарнику имеет огромное влияние на количество тетеревов в известном значительном районе, но для кладки яиц составляет уже второстепенный вопрос. На обработанной, хотя бы только раз вспаханной земле тетерка не станет устраивать своего гнезда, хотя и может нестись в высокой густой траве степи, не тронутой плугом; но это, по крайней мере в настоящее время, бывает очень редко, и здесь курочки выводят исключительно в вишневниках. Почему эта птица избегает возделанной почвы, понятно, если принять во внимание, что трава здесь или очень низка, или очень редка и, во всяком случае, имеет большое однообразие, а потому и не может доставить выводку значительного запаса животной пищи. По этой же последней причине тетерка не может нестись и в хлебах.

Но несмотря на то, что в очень сырых, хотя и не болотистых участках редколесья растительность и выше и гуще, тем не менее яйца можно найти только в сухом месте, более или менее защищенном от дождя и почвенной влаги. Это, конечно, не требует пояснения. Яйца тетерки, как и всякой неболотной птицы, не терпят сырости, а продолжительное майское ненастье при всех предосторожностях, принимаемых заботливыми и опытными курочками, все-таки губит множество яиц: всякий наблюдательный охотник хорошо знает, что после мочливой весны надо ожидать небольших выводков и много поздышей.

Обыкновенно гнездо находится под кустом или небольшим деревом, в средних губерниях — чаще всего под березкой или липкой, на севере — под кустом можжевельника, а иногда и под развесистыми ветвями невысокой ели у опушки смешанного леса. На открытом, вовсе не защищенном сверху месте яйца находят очень редко. Настоящего гнезда, как мы привыкли называть этим именем, тетерка не делает: она только выбирает себе небольшую ямку, несколько углубляет ее при помощи ног, иногда выкапывает себе и новую ямку, но всегда счищает всю траву. Настоящего плотного слоя подстилки ямка эта не имеет: она выкладывается внутри только небольшим количеством сухих травинок (иногда длинными нитками моха) и несколькими перышками, выдергиваемыми из брюха, число которых, однако, по-видимому, увеличивается по мере насиживания; об этом, однако, будет говориться далее, в своем месте. Замечу только, что я никогда не замечал, чтобы ямка эта обкладывалась сухими прутиками, как это утверждают некоторые наблюдатели( Раза два я находил яйцо тетерки, снесенное просто на траве. То же самое замечено мною и у глухарок. Это объясняется не отдаленностью токов от гнезда, как думал я сначала, но просто тем, что самка была потревожена с гнезда ранним утром. ).

Самая кладка, как уже было говорено о том в предыдущей главе, совершается ранним утром, что замечается у большинства пернатых. Несется тетерка ежедневно, за час или два до восхода, даже ранее, затем прикрывает их слегка травой, что замечается не всегда, вероятно, только у более опытных самок, которые притом несутся за неделю или за две ранее молодых, когда еще могут быть легкие утренники. Впрочем, это делается также с целию предохранить их от любопытного взора хищников, в том числе и человека. Затем тетерка, похватав поблизости от гнезда корму — почти всегда на земле, большею частию молодой травки, — летит на ток и к вечеру возвращается к гнезду, кормится здесь до заката и к ночи снова садится на яйца, очистив их предварительно от прикрывающей травы. Таким образом, тетерка неделю-две возвращается каждый вечер на одно место, а по утрам летает на ток; это продолжается до тех пор, пока она не снесет надлежащего количества яиц. Ежедневные перелеты тогда кончаются, и курочка ведет уже буквально оседлый образ жизни, удаляясь от гнезда не далее нескольких десятков сажен и на самое короткое время. Наступает самый тяжелый период в ее годовой жизни — период насиживания, которое гораздо более истощает ее, чем продолжительный яр и трудное линяние косачей, которые вместе с прекращением посещений тока самками, в свою очередь, покидают его и удаляются в крепи.

Число яиц, несомых тетеркой, зависит главным образом от двух причин. Во-первых, чем старее самка, конечно до известной степени, тем количество это значительно. Очень старые тетерки кладут меньшее число, а старые так даже совсем не несутся и, как сказано, отчасти принимают оперение молодых самцов. Но само собою разумеется, что при множестве и разнообразии врагов наших птиц это случается очень редко, и небольшое число яиц (4—7) замечается только у молодых летошних курочек, т. е. выведшихся в прошлом году( Неизвестно почему Вавилов говорит, что у тетеревов не бывает менее 8-ми яиц, скорее — напротив ). Наибольшее количество яиц несет, по-видимому, пятигодовалая тетерка, и количество это доходит не только до 10— 12, как это принимается многими орнитологами и охотниками, но даже до 16-ти, что видно из свидетельства Эверсманна( «Естественная история птиц Оренбургского края», стр. 341. ) и из моих наблюдений (см. примечание в начале главы); разумеется, это редкость и в таких местах, где тетерки подвержены меньшему истреблению, где, следовательно, часто находят гнезда и выводки не одних молодых маток. Где много охотников на тетеревиные выводки, там редко можно найти гнездо и с 9 яйцами.

Однако, вероятно, каждый охотник замечал, что далеко не каждый год выводки бывают одинаково многочисленны. Это, конечно, может произойти независимо от числа яиц, но, тем не менее, подобная неравномерность наблюдается и на полном количестве яиц. Один год можно часто находить гнезда в 10 яиц, а другой в той же самой местности не замечаешь более 8-ми. При ближайшем рассмотрении оказывается, что подобному уменьшению количества яиц, которые несет каждая самка, предшествует холодная, снежная и. главное, т. с. метелистая зима. Последнее обстоятельство, т. е. снежная буря, заставляет иногда тетеревов голодать, вернее — не наедаться досыта по нескольку дней сряду, а голодная птица не может развить в себе такое количество зародышей, как сытая. Этим же самым объясняется и то весьма странное явление, что, несмотря на раннюю, дружную и теплую весну, тетерева начинают токовать и тетерки несутся раньше, чем в холодную, а также и более поздняя кладка в местностях более открытых и не защищенных от ветра в сравнении с ближайшими лесистыми местностями. Притом, как известно, на одной широте в степи морозы продолжаются долее, нежели в лесу.

Яйца тетерки, вероятно, известны если не всем, то большинству настоящих охотников, именно таким, которые заботятся заранее о будущей охоте и заблаговременно узнают о количестве будущих выводков, для чего изредка без ружья, но с собакой навещают знакомые места уже с начала июня. Яйца эти величиной почти с куриные, но несколько продолговатые; основной цвет их светло-буровато-желтый (гораздо темнее или, правильнее, ярче, чем у кохинхинок), и на этом фоне расположены оливковобурые и отчасти серые пятна и крапинки. Как пятна, так и самый фон отчасти смываются горячей водой. Насиженные яйца всегда бледнее и несколько сероваты, но привычная рука узнает их и по большей тяжести. Нередко в гнезде бывает одно яйцо значительнее светлее остальных. Это замечается очень часто и у других птиц и происходит оттого, что такое яйцо несется последним и на него, так сказать, как бы не хватает окрашивающего вещества. Почти всегда оно лежит посредине гнезда, что указывает отчасти и на порядок кладки.

Самое насиживание продолжается, смотря по широте и состоянию погоды, около 3-х недель, именно от 19 до 23, в исключительных случаях (на севере) до 25 дней. Чем теплее и суше весна, тем скорее выводятся тетеревята, и, очевидно, старые самки сидят долее молодых; этим объясняется, почему в такую благоприятную погоду не замечается большой разницы в возрасте тетеревят, каковая бывает после дождливого и холодного мая, когда много яиц погибает от холода и сырости, и многие курочки несутся вторично, в средней полосе иногда в июне, но уже никогда не кладут более 5 яиц. Впрочем, не столько яиц погибает от морозов, сколько от продолжительных дождей, иногда подтопляющих яйца. От ночных морозов и утренников наседка еще может уберечь их, но предохранить от последних уже не в состоянии. Другое дело, когда выведутся тетеревята.

Другую естественную причину поздних выводков составляет многочисленность хищников в данной местности. Однако между тем как сами выводки всего более истребляются хищными птицами — напротив того, разоряют яйца, а иногда ловят на гнезде тетерок исключительно звери, именно лисы, барсуки, реже хорьки, горностаи; в более северных странах куницы также истребляют яйца, а в населенных местностях самые опасные враги тетерок, сидящих на гнездах, собаки, что, вероятно, известно, хотя бы понаслышке, весьма многим охотникам. Птицы, как не имеющие чутья, не приносят здесь уже такого вреда, как звери: яйца, да и сама тетерка, притаившаяся на гнезде и пестрина которой сливается с окружающей почвой и растительностью, редко делаются добычей пернатых разбойников. Собственно говоря, из настоящих хищников только филин и вообще крупные совы еще могут иногда поймать наседку и расклевать ее яйца, но это случается крайне редко и всего чаще относится к птицам вороньей породы: вороне, ворону и сороке. Да и эти больше замечают наседку и поживля-ются на ее счет, только когда она будет случайно спугнута с гнезда в их присутствии. Если вы, например, спугнули тетерку с гнезда и неподалеку были эти жесточайшие враги охотника, то будьте уверены, что по удалении вашем гнездо непременно будет разорено.

Некоторые охотники высказывают убеждение, что гнезда тете-рек иногда разоряются косачами, но это мнение лишено всякого правдоподобия и, вероятно, вызвано аналогией с кряковным селезнем, любовные похождения которого так живо описаны Аксаковым. Однако если относительно последнего факт разорения гнезд самцами не был еще никем подтвержден, даже в Западной Европе, то в отношении к косачу он уже не может быть применим по тому обстоятельству, что большая часть косачей во время насиживания яиц находится уже совсем в других местах — сдается в крепь, как обыкновенно выражаются. Притом трудно себе представить, каким образом косач или селезень может найти самку, сидящую на гнезде. Правда, самец еще может случайно увидеть самку в то время, когда она кормится, и даже преследовать ее, но, конечно, последняя ни в каком случае не приведет его к гнезду, а напротив, улетит совсем в другую сторону и затем уже постарается укрыться от навязчивого любезника.

До сих пор мы говорили только о естественных врагах яиц тетеревов и самих наседок. Разумеется, нет никакой возможности бороться с неблагоприятной погодой и очень трудно истребить всех вредных для них животных. Но едва ли не большую роль в уменьшении количества выводков, по крайней мере во многих местностях, следует отнести на долю человека, который нарочно и ненарочно выжигает прошлогоднюю ветошь и при всяком удобном случае не преминет разорить и съесть случайно, а то и не случайно найденные им яйца тетерки, равно как и всякой другой дичи.

Наиболее громадные опустошения между дичью, несущейся на земле, даже и не на земле и не между одними птицами, происходят как в северных и северо-восточных лесных, так и в восточных степных губерниях, где напольные пожары составляют обыденное явление, даже освещены обычаем, с первого взгляда вызванным необходимостью. Подобно тому как севернорусский крестьянин, выжигая хворост на нови, в сильную засуху и ветер может истребить десятки, тысячи десятин лесу, так точно башкирец, да и многие крестьяне восточных губерний, поджигая весною прошлогоднюю ветошь с целию скорейшего доставления корма своему отощавшему скоту и лошадям, губят тысячи будущих выводков. Разница только в том, что в очень лесистых местностях и густых лесах горит трава и лес, уничтожаются не только яйца, а часто выводки и наседки, а в более открытых местах и в разреженных лесах горит одна трава и пропадают только яйца. Во всяком случае, давно бы пора как на севере, так и на востоке вполне искоренить этот нелепый обычай, прямо (как в первом случае) или косвенно( уничтожая молодую поросль) истребляющий наши уже сильно умалившиеся леса, одно из главных богатств России, и уменьшающий количество дичи, служащей предметом промысла многих бедняков и удовольствия людей обеспеченных.

Выше было замечено, что сильный ветер и засуха весьма благоприятствуют как напольным, так и лесным пожарам. Отсюда, приняв в соображение влияние сырой весны на выводки, нетрудно прийти к правильному выводу, что там, где случаются эти пожары, наибольшее количество дичи будет иметь место после весны, не отличающейся ни дождливой, ни, напротив, очень сухой погодой, — одним словом, когда пожар не может захватить большого пространства. Таким образом, здесь одинаковы вредны обе крайности, но, разумеется, весьма важно также время, в которое производятся эти пожары. В очень раннюю весну, когда прошлогодняя трава выжигается еще прежде, чем все тетерки и прочая дичь сядет на гне-зда, т. е. в конце апреля и начале мая (напр., в южной части Пермской и северной Оренбургской губ.), пожары оказывают гораздо меньшее влияние, чем более позднею весною. В первом случае могут быть только поздние и более малочисленные выводки, и то местами, так как при ранней весне нет особой надобности в выжигании травы; во втором — количество выводков уменьшается в огромной степени, так как, напр., тетерка в конце периода насиживания уже не несется вторично; притом она часто становится жертвою пламени, так же как и недавно вылупившиеся и еще не летающие тетеревята.

Не меньшее значение имеет почти повсеместное обыкновение разорять яйца дичи. Главными действующими лицами являются здесь праздные ребятишки, которым весною не бывает почти никакого дела. Правда, всего более разоряется последними гнезд уток и вообще водяной и болотной птицы, но немало истребляется крестьянскими мальчишками и девчонками и яиц тетеревов, тем более что этих шалопаев почти всегда сопровождают разные Шарики, которые тоже шарят повсюду и часто ловят самок на гнездах. В некоторых местностях собирание яиц дичи (именно уток) принимает даже характер промысла, но для нашей птицы всего губительнее собиратели лык в средней и т. н. корья (кора ивы) в более северной полосе. Какой вред приносят эти толпы мальчишек и девчонок, предводительствуемые бабами, а иногда мужиками, со-путствуемые дворняжками, — трудно себе представить. Их можно сравнить только с саранчою, и где этот промысел развит в значительной степени, там тетерева уменьшаются быстрее, чем где-либо. Так, Енютин («Ж. ох. и коннозаводства», 1873 г., стр. 406) говорит, что в настоящее время в Чернском у. Тульской губ. тетерева уже совершенно истреблены, хотя 10—15 лет назад водились в большом количестве, и главною причиною истребления считает продажу лык. По словам его, в одной только местности Белевского у. крестьяне 2-х деревень (верстах в 12 от города) набрали в липняке более 500 яиц, не считая насиженных, брошенных собакам. То же самое могу сказать и я, основываясь на своих наблюдениях в Ярославской, Московской, Тамбовской и Пермской губерниях. В первой, впрочем, собирают почти только корьё, а следовательно, яйца тетеревов истребляются менее, чем яйца водяной и болотной птицы; но начиная с Серпуховского уезда, тетерева гнездятся едва ли не исключительно в липняках; вместе с тем дранье лык начинает преобладать над драньем корья. Сколько ни писали о вреде первого промысла для лесохозяйства, но он продолжает процветать по-прежнему, и в интересах охотников крайне желательно было бы его ограничение раннею весною.

Обратимся, однако, к тетерке. Положив последнее яйцо, она садится на гнездо и покидает его редко более одного раза в день, обыкновенно около полудня, для того, чтобы покормиться поблизости. Чем жарче день, тем продолжительнее эта отлучка, но навряд ли она длится более часу, вернее, что гораздо того менее. Очень часто курочка на это время прикрывает свое гнездо травой, вероятно, даже чаще, чем это обыкновенно кажется, так как большею частию яйца находят, только когда с них слетела наседка; без этого указания легко можно пройти в двух шагах от гнезда. Чем насиживание ближе к концу, тем крепче сидит на нем тетерка: хотя она и уступает в этом отношении глухарке, тем не менее в послед-ние дни перед выходом на свет птенцов часто случается ловить ее на гнезде руками; собаки, лисы, хорьки, конечно, сплошь да рядом ловят тетерь в последний период насиживания, и, вероятно, немалый процент их погибает в это трудное время. Там, где много лисиц или бегают голодные деревенские собаки, выводков всегда бывает очень мало и даже не было бы вовсе, если бы наседка не кормилась поодаль от гнезда, не давая около него следа. Только тетерка, спугнутая с гнезда, иногда бежит по земле с клохтанием, пригнув голову к земле, и затем, пробежав несколько шагов, взлетает и садится на дерево, б. ч. в расстоянии дальнего ружейного выстрела. Как бы то ни было, очень часто случается, и я сам был тому не раз свидетелем, что собака с очень хорошим чутьем проходит в нескольких шагах от курочки, сидящей на яйцах. Это объясняется тем простым обстоятельством, что верхним чутьем, т. е. не по следу, собака, как и всякий другой зверь, может слышать только по ветру. Об этом мы еще будем говорить впереди, а теперь скажем только, что нет никакой надобности предполагать для объяснения подобного, с первого взгляда несколько странного, обстоятельства, что тетерка в эпоху насиживания издает очень слабый запах и видеть здесь предусмотрительность природы, как барон Нольде*. При таком ревностном насиживании самка, вначале очень сытая, быстро худеет: к концу третьей недели она теряет иногда целую треть своего веса и представляет вовсе незавидную добычу. В это время она крайне невзрачна, тем более что хлупь у ней ощипана и наполовину голая, что делается ею, как и весьма многими другими птицами, для непосредственного и лучшего согревания насиживаемых яиц. Часть ощипываемых перышек наседка подкладывает под яйца; это доказывается тем, что чем последние ближе к выходу, тем более у них пуховой подстилки. Вероятно, она вместе с тем и перекладывает яйца, т. е. крайние яйца помещает в середку и наоборот. Это, конечно, делается ею для более равномерного насиживания и одновременного вылупления птенцов и видно из того, что раз замеченный порядок расположения яиц, все-таки не совсем похожих одно на другое, при следующем посещении нередко бывает нарушен. Разумеется, если очень часто беспокоить наседку, особенно молодую или недавно севшую, то она бросит яйца и начнет новую кладку в другом, более безопасном месте, но, во всяком случае, она не обращает внимания на небольшую убыль яиц, и одно, Даже два можно взять, не опасаясь погубить напрасно остальные.

В конце мая и в первых числах июня тетеревята вылупляются из яиц, и для чадолюбивой матки начинаются новые, не менее трудные заботы о своем юном и сначала беспомощном потомстве. Только позднее, когда подрастут птенцы и поспеют ягоды, тетерки начинают несколько отъедаться: в конце июля они уже заметно сытее, тем более в августе.

Самых ранних тетеревят я видел в конце (27) мая 1873 г. в Московском уезде: они были уже величиной со скворца, так что вывелись значительно ранее. Но такие ранние выводки замечаются у нас в средних губерниях очень редко, и большинство все-таки выклевывается в начале, вернее — в первой половине июня.

Л.П. Сабанеев: Тетерев-косач (монография)