Мыши, грызуны, Сони: лесная, садовая, орешниковая, полчок. Содержание, кормление сонь. Фото сони. Разведение сонь (сони).

Животные, которых мы содержим дома

Отряд: Rodentia = Грызуны

Читать дополнительно : Алфавитный каталог животных, содержащихся дома

Каких питомцев модно сегодня заводить?

Домашние животные - наши целители

Хотите больше знать о жизни животных в природе, об их друзьях и врагах, тогда нажмите здесь: Мир млекопитающих

Очерки о содержании: дегу, тушканчиков, мышовок, ...

ГРЫЗУНЫ, наиболее многочисленный отряд млекопитающих — около 1,6 тыс. видов (свыше 1/3 всех млекопитающих) и поэтому недаром, большинство животных которых мы держим в своих квартирах, домах, живых уголках - именно грызуны.

Это представители самых различных семейств из отряда Грызунов: летяги, белки, дикобразы, сони, тушканчики, слепыши, мыши и др. Их зубы приспособлены к питанию твердыми растительными кормами. Резцы сильно развиты (по 1 паре в каждой челюсти), растут в течение всей жизни животного; поэтому в неволе у животных обязательно должна быть возможность стачивать подрастающие зубы.

Размеры от 5 см (мышовки) до 1,3 м ( капибара). У многих грызунов ценный мех и они издавна служат объектом охоты и разведения для получения меха на специальных фермах и в условиях приусадебного хозяйствования. Многие грызуны давно используются как лабораторные животные. В домашних условиях и в школьных живых уголках нередки белочки, бурундуки, золотистые и джунгарские хомячки, часто держат морских свинок, белых мышей и крыс. Вызывают интерес сурки, мышовки, шиншиллы.

Но браться за разведение грызунов можно только опытным любителям, так как от них в доме много беспокойства. Кроме того, многие виды в природе являются переносчиками опасных для человека заболеваний, поэтому, если вы решились принести в дом дикого зверька (белочку, сурка, бурундучка), то нужно выдержать его в трехнедельном карантине, освободить шерсть от паразитов и только потом вносить в жилое помещение. Лучше все же приобретать молодняк у любителей и в питомниках.

Условия содержания грызунов зависят от вида. Подвижные белки, хлопотливые и непоседливые сурки и тушканчики нуждаются в просторных клетках (лучше использовать вольеры), местах для прогулок и игр. Нутрий и ондатр держат обыкновенно на приусадебных участках, устраивая для них водоемы и домики, огороженные места или вольеры с выходом к воде. Золотистых и джунгарских хомячков, мышек, полевок и других мелких грызунов содержат и в небольших вольерах и клетках, лучше на деревянном каркасе, забранном мелкоячеистой (5 мм) сеткой. Часть пола клетки делается из дерева в виде настила и может приподниматься. Здесь ставят домик (делается из дерева или жести, без острых углов) со входом в виде круглого отверстия. Вход можно сделать также в виде трубочки, выдолбленной ветки, имитирующей вход в норку (таких входов может быть и несколько). Крышу желательно сделать съемную. Для гнезда в домике животное должно иметь «под лапой» очески, вату, сено, хорошо высушенный мох.

Для личной гигиены ставят поддон, на котором 5-сантиметровым слоем насыпают опилки и стружки. Меняют поддон не реже 1 раза в неделю, при этом моют горячей водой с детским мылом. Клетку и домик раз в 3 месяца разбирают, моют и дезинфицируют (например, 2-3% раствором хлорамина). Кормушки тяжелые, керамические или железные, кормить сеном или свежей травой можно из ясель. Поилки навешивают на стенки (для некоторых животных необходимо сооружать автопоилки). Воду (некипяченую, отстоянную водопроводную или колодезную) менять следует 2 раза в день. Некоторым зверькам необходимы водные процедуры или песчаные ванночки. В клетках обязательно должны находиться деревянные чурбачки для стачивания резцов (береза, осина, ива, яблоня, груша). Для некоторых грызунов подходит только дерево определенной породы. Желательно иметь игрушки (старые мячики, качели и т.п.), а также колеса для движения.

Основу питания грызунов составляют так называемые концентрированные корма, т. е. зерновые, семена подсолнуха и др. масличных. Допустим и комбикорм. Часть зерна необходимо замачивать в соленой воде, а зимой частично проращивать и добавлять понемногу растительное масло, поливитамины, дрожжи на кончике ложечки. Лесным грызунам (бурундукам, белкам) необходимы орехи, лучше лещина и кедровые. Сочные корма дают всем грызунам: летом — зелень клевера, листья одуванчика, стебли злаков, зимой — морковь, свеклу, капусту, сырой картофель, топинамбур, листики салата, перышки лука. Зимой необходимо постоянно подкладывать сена. Все грызуны любят свежие и сухие фрукты, ягоды. Здесь наблюдается некоторая индивидуальность вкусов. Однообразное питание, достаточное по количеству, но не по качеству, угнетает зверьков, портит их характер. Перекорм зерновым при недостатке сочных кормов и движения приводит и к ожирению.

Группа мелких грызунов (например, белых мышек), живущих вместе, не должна превышать 4-5 животных (1 самец на группу). Перенаселение чрезвычайно вредно для зверьков. У них начинается нервный стресс и последствия могут быть самыми трагичными, в том числе и для хозяина. Беременные самки могут третировать самцов, поэтому их надо отсаживать. Для животных, в природе живущих парами или по одиночке (бурундуки, белки, суслики), клетки разделяют на секции, связанные переходами. Бурундуков и тушканчиков к зимней спячке рассаживают по отдельным клеткам, иначе спящего зверька может загрызть бодрствующий. Не все зимующие в природе грызуны впадают в спячку в домашних условиях, некоторые бодрствуют всю зиму. Если зверек заснул, клетку накрывают плотной тканью типа брезента (лучше набросать сверху еще и сена) и выносят в подвал или чулан, температура которого 3-5° выше нуля.

Многие грызуны (мыши, крысы, морские свинки) давно и легко размножаются в неволе. Получить потомство от других также не составляет труда. При раздельном содержании (белки, бурундуки и др.) самку подсаживают к самцу на короткое время. Беременную самку необходимо отсадить от других, создать ей более комфортные условия. Детеныши грызунов обычно трогательно беспомощны, на руки их лучше не брать. По окончании грудного вскармливания молодняк отсаживают. Если мать отказалась кормить детенышей, можно попробовать вскармливать их подслащенным разбавленным молоком с помощью пипетки и держать в тепле — в коробочке с чистой ватой. Выходить детенышей редко удается и только подлинным любителям животных.