Подготовка песчанок к размножению, стимуляция размножения. РАЗМНОЖЕНИЕ ПЕСЧАНОК. Поимка убежавших животных. Введение лекарственных препаратов

Размножение песчанок

Подготовка животных к размножению, стимуляция размножения.

Хотите больше знать о жизни малых песчанокв природе, об их друзьях и врагах, тогда нажмите здесь: Песчанки в природе

Перейти в оглавление: Все о содержании песчанок

* Размножение песчанок

ФотоУ большинства песчанок размножение в неволе протекает без особых сложностей и после формирования пар производителей основные заботы о репродукции заканчиваются. Однако в некоторых случаях у песчанок возникают нарушения репродуктивного процесса, такие, как отсутствие эстрального цикла самок, нарушение полового поведения одного или обоих партнеров или отсутствие беременности после спаривания у нормально циклирующих самок.

Если перечисленные проблемы возникают у отдельных представителей вида, то это не угрожает существованию лабораторной популяции и таких зверьков просто не следует использовать для размножения. Но в том случае, когда нарушения репродуктивного процесса возникают у большинства представителей вида, необходимы специальные меры для сохранения поголовья.

В этом случае, в первую очередь надо проанализировать, не было ли допущено ошибок в условиях содержания песчанок (обеднение рациона, нарушение светового режима, недостаточное количество укрытий, содержание в близкородственных группах и т.д.). Оптимизация условий содержания в большинстве случаев позволяет улучшить ситуацию и простимулировать песчанок к размножению. Во-вторых, нужно обратить внимание на состояние и функционирование половой системы самцов и самок. В случае обнаружения воспалительных процессов в половых путях у самок необходимо провести лечение, как описано выше.

Если большинство представителей "проблемного" вида содержатся группами, необходимо расформировать их на пары с минимальной степенью родства между партнерами. Положительно влияет на повышение репродуктивного потенциала песчанок применение комплекса экологических воздействий - увеличение в рационе доли сочных и белковых кормов, витаминов; введение минеральных добавок и кальциосодержащих веществ, пророщенного зерна, веток с набухшими почками; облучение зверьков ультрафиолетом; перевод в более просторные и светлые клетки и т.п. П.К. Смирнов (1968) также отмечает положительное влияние увеличения мускульной нагрузки и потребления набухшего зерна на репродукцию грызунов в неволе.

Продолжительность нормального эстрального цикла у песчанок во время сезона размножения составляет 4-6 дней. Если же у половозрелой самки моложе 3-х лет в этот период эстральный цикл отсутствует или отличается нерегулярностью, либо влагалище вообще закрыто, то можно говорить о нарушении эстральной циклики.

В таком случае мы стимулируем самку к размножению, применяя как комплексное экологическое воздействие, так и гормональную стимуляцию. Надо отметить, что сама процедура ежедневного взятия влагалищного мазка является стимулирующей и положительно влияет на восстановление эстрального цикла. Однако в некоторых случаях стимуляция репродуктивной активности раннее не размножавшихся и нециклирующих самок была возможна только при использовании женских половых гормонов - эстрадиолдипропионата и прогестерона. Оригинальная методика была разработана нами для монгольской песчанки, выбранной в качестве модельного вида. В дальнейшем эта методика была доработана с учетом видоспецифических особенностей и применена для сохранения в коллекции монгольского подвида полуденной песчанки и песчанки Виноградова.

Сущность метода заключается во введении половых гормонов на определенных стадиях эстрального цикла, диагносцируемых по влагалищному смыву. Экспериментально подбирая дозы и режим введения гормонов, мы вызывали открытие влагалища и появление гормонально зависимой влагалищной циклики у самок. После прекращения стимуляции у самок наблюдалась уже собственная циклика, на фоне которой и наступала беременность. Разные виды песчанок отличаются друг от друга эффективными дозами гормонов и подстадиями проэструса, в течение которых вводятся препараты, поэтому применение этого метода для каждого нового вида требует дополнительных разработок.

У самцов нарушения полового поведения могут проявляться в следующем: полностью отсутствует половая реакция на рецептивную самку; в половом поведении преобладает агрессия; во время садки тела партнеров ориентированны неправильно и не наблюдается интромиссий; в конце серии садок не происходит садки с эякуляцией. Во всех подобных случаях лучше исключить самца из размножения. Однако, если по каким-либо причинам это нежелательно или невозможно, следует применить к самцу комплекс экологических воздействий.

Для стимуляции половой активности мы переводили самцов на рацион, состоящий из пророщенного в течение суток подсолнечника и овса, грецких орехов и свеклы, увеличивали долю белковых кормов. Ежедневно зверьки получали поливитамины, раствор мумие и прополиса, а также ветки с набухшими почками. Все животные облучались ультрафиолетовой лампой в течение 5-10 мин. Недельный курс мумие эффективно способствовал усилению половой активности самцов, снижению агрессии во время ссаживаний с самками и увеличению семенников..

И.А. Володин, О.Г. Ильченко, С.В. Попов. Песчанки: содержание и демография популяций разных видов в неволе. Москва, 1996.

Читать : Диагностика наступления беременности и родов