Птичий грипп. Заболевания людей. Распространение, история. Все о птичьем гриппе.

Часто задаваемые вопросы о птичьем гриппе

Перейти в оглавление раздела: Птичий грипп

Читать: Птичий грипп в КрымуГрипп в Крыму: зачистки

Птичий грипп: Ответы на часто задаваемые вопросы о птичьем гриппе

(Вопросы и ответы о вирусе птичьего гриппа (H5N1). Центры США по контролю и профилактике заболеваний)

Что такое птичий грипп?

Птичий грипп - это инфекция, вызываемая вирусами птичьего гриппа (avian influenza). Эти вирусы возникают естественным образом у птиц. Дикие птицы во всем мире разносят вирусы в своем кишечнике, но обычно сами не заболевают. Однако птичий грипп является весьма контагиозным среди птиц и может вызывать тяжелое заболевание со смертельным исходом у некоторых одомашненных птиц, включая кур, уток и индюшек.

Инфицирование домашней птицы вирусами птичьего гриппа вызывает две основные формы заболевания, которые отличаются низкой и высокой степенями вирулентности. "Низкопатогенная" форма может оставаться незамеченной и обычно вызывает только умеренные симптомы (такие как взъерошенные перья и сокращение числа откладываемых яиц). "Высокопатогенная" форма распространяется более быстро через стаи домашней птицы. Эта форма может вызывать заболевание, поражающее множество внутренних органов, а смертность от нее может достигать 90-100%, причем смерть часто наступает в течение 48 часов.

Как птичий грипп распространяется среди птиц?

Инфицированные птицы выделяют вирус гриппа через слюну, носовые секреционные выделения и экскременты. Восприимчивые птицы инфицируются при контакте с зараженными экскрементами или поверхностями, загрязненными зараженными экскрементами или секреционными выделениями. Одомашненные птицы инфицируются вирусом птичьего гриппа при прямом контакте с инфицированной водоплавающей птицей или другой инфицированной домашней птицей либо при контакте с поверхностями (такими как грязь или клетки) или материалами (такими как вода или корм), зараженными вирусом.

Инфицируют ли вирусы птичьего гриппа людей?

Обычно вирусы птичьего гриппа не инфицируют людей, но с 1997 года во всем мире было зарегистрировано более 100 подтвержденных случаев инфицирования людей вирусами птичьего гриппа. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) регулярно публикует сообщения о развитии ситуации и сводные доклады о случаях заболевания людей птичьим гриппом (H5N1).

Каким образом люди инфицируются вирусами птичьего гриппа?

Большинство случаев инфицирования людей птичьим гриппом были вызваны прямым или тесным контактом с инфицированной домашней птицей (одомашненными курами, утками и индюшками) или поверхностями, зараженными секреционными выделениями и экскрементами инфицированных птиц. О случаях передачи вируса птичьего гриппа от больного человека к другому человеку сообщается крайне редко, и, по наблюдениям, такая передача ограничивается только одним человеком. Во время вспышки птичьего гриппа среди домашней птицы существует риск инфицирования людей, имеющих прямой или тесный контакт с инфицированными птицами или поверхностями, зараженными секреционными выделениями и экскрементами инфицированных птиц.

Каковы симптомы птичьего гриппа у людей?

Симптомы птичьего гриппа у людей варьируются в диапазоне от типичных симптомов, похожих на симптомы обычного гриппа (высокая температура, кашель, фарингит и мышечная боль) до глазных инфекций, пневмонии, тяжелых респираторных заболеваний (таких как острый респираторный дистресс-синдром) и других тяжелых и опасных для жизни осложнений. Симптомы птичьего гриппа могут зависеть от того, какой именно вирусный субтип и штамм вызвали инфекцию.

Как обнаружить птичий грипп у людей?

Для подтверждения поставленного человеку диагноза "птичий грипп" необходимо провести лабораторный анализ.

Какие последствия имеет заболевание птичьим гриппом для здоровья человека?

Птичий грипп несет следующие два основных риска для здоровья человека: 1) риск прямого инфицирования, когда вирус передается от инфицированной птицы людям, иногда вызывая серьезное заболевание; и 2) риск того, что вирус - при наличии благоприятных условий - преобразуется (мутирует) в форму, высокоинфекционную для людей, и начнет легко передаваться от человека к человеку.

Как лечится птичий грипп у людей?

Лабораторные исследования показывают, что отпускаемые по рецепту лекарства, одобренные для борьбы с вирусами человеческого гриппа, могут успешно применяться и для лечения больных птичьим гриппом. Однако вирусы гриппа могут стать устойчивыми к этим лекарствам, поэтому медикаментозное лечение не всегда может оказаться эффективным. Необходимы дополнительные исследования для определения эффективности этих лекарств.

Обеспечивает ли текущая сезонная вакцина от обычного гриппа защиту от птичьего гриппа?

Нет. Вакцины от гриппа сезона 2005-2006 годов не обеспечивают защиты от птичьего гриппа.

Имеет ли смысл носить хирургическую маску, чтобы не заразиться птичьим гриппом?

В настоящее время повседневное (публичное) ношение маски для профилактики гриппа не рекомендовано. В США одноразовые хирургические и процедурные маски широко используются в медицинских учреждениях для профилактики респираторных инфекций, но в школах, на предприятиях и в общественных местах маски обычно не используются.

Можно ли заразиться птичьим гриппом при употреблении в пищу мяса и яиц домашней птицы?

При употреблении в пищу правильно приготовленного мяса и яиц домашней птицы инфицирование вирусом птичьего гриппа исключено.

Что представляет собой вирус птичьего гриппа (H5N1), который, по сообщениям, был обнаружен в Азии и Европе?

Вирус гриппа (H5N1) - также известный как "вирус H5N1" - представляет собой субтип вируса гриппа A, который возникает в основном у птиц, является высококонтагиозным для них и может вызывать у них смертельный исход.

Вспышки птичьего гриппа H5N1 среди домашней птицы были отмечены в конце 2003 и начале 2004 года в восьми странах Азии (Вьетнаме, Индонезии, Камбодже, Китае, Лаосе, Таиланде, Южной Корее и Японии). Тогда в пострадавших странах ммиллионы. птиц умерло от этой болезни или были забиты в рамках борьбы со вспышками. К марту 2004 года эпидемия в Азии, по сообщениям, была взята под контроль.

Однако с конца июня 2004 года начали поступать сообщения о новых вспышках гриппа H5N1 среди домашней птицы в ряде стран Азии (Вьетнаме, Индонезии, Казахстане, Камбодже, Китае, Малайзии, Монголии, России и Таиланде). Считается, что эти вспышки продолжаются до сих пор. Также сообщалось об инфицировании вирусом H5N1 домашней птицы в Румынии и Турции и диких миграционных птиц в Хорватии.

Сообщалось о случаях заболевания людей птичьим гриппом H5N1 во Вьетнаме, Индонезии, Камбодже, Китае и Таиланде.

Какие угрозы для людей несет в себе текущая вспышка птичьего гриппа H5N1 в Азии и Европе?

Обычно вирус H5N1 не поражает людей, однако было сообщено о более чем 100 случаях инфицирования людей. Большинство этих случаев были вызваны прямым или тесным контактом с инфицированной домашней птицей или зараженными поверхностями; однако было отмечено и несколько случаев передачи вируса H5N1 от человека к человеку.

Пока случаи передачи вируса H5N1 от человека к человеку редки, и цепочка передачи прерывается на втором инфицированном человеке. Тем не менее, поскольку все вирусы гриппа способны изменяться, ученые обеспокоены тем, что когда-нибудь вирус H5N1 может приобрести способность инфицировать людей и легко передаваться от человека к человеку. Поскольку эти вирусы обычно не инфицируют людей, у людей практически отсутствует иммунитет против них.

Если вирус H5N1 приобретет способность легко передаваться от человека к человеку, может начаться пандемия (всемирная вспышка) гриппа. Никто не может точно предсказать, когда может начаться пандемия. Однако эксперты всего мира внимательно наблюдают за развитием ситуации с вирусом H5N1 в Азии и Европе и готовятся к возможности того, что вирус может начать более легко распространяться от человека к человеку.

Чем вирус H5N1 отличается от инфицирующих людей вирусов сезонного гриппа?

Из всех немногочисленных вирусов птичьего гриппа, которые пересекли межвидовой барьер и приобрели способность инфицировать людей, вирус H5N1 вызвал наибольшее число сообщенных случаев серьезных заболеваний и смертельных исходов среди людей. В настоящее время в Азии более половины людей, инфицированных этим вирусом, умерло. Большинство случаев заболевания было отмечено среди ранее здоровых детей и молодых взрослых. Однако не исключено, что те отдельные случаи, о которых сообщается в настоящее время, являются лишь случаями наиболее тяжелых заболеваний и общие масштабы распространения заболевания, вызываемого вирусом H5N1, пока не определены.

В отличие от сезонного гриппа, при котором инфекция обычно вызывает у большинства людей лишь умеренные респираторные симптомы, заболевание, вызванное вирусом H5N1, может развиваться необычайно быстро, сопровождаясь стремительным ухудшением самочувствия и последующей высокой смертностью. У многих людей, заболевших гриппом H5N1, были отмечены первичная вирусная пневмония и отказ множества органов.

Какие лекарства применяются для лечения людей, инфицированных вирусом H5N1?

Большинство вирусов H5N1, вызвавших заболевание и смерть людей, судя по всему, обладают стойкостью к воздействию амантадина и римантадина - двух антивирусных лекарств, которые обычно используются для лечения больных гриппом. Два других антивирусных лекарства - осельтамивир и занамавир - скорее всего, будут эффективными при лечении гриппа, вызванного вирусом H5N1, но для проверки их эффективности необходимо провести дополнительные исследования.

Существует ли вакцина для защиты людей от вируса H5N1?

В настоящее время не существует выпускаемой в промышленных масштабах вакцины для защиты людей от вируса H5N1, обнаруженного в Азии и Европе. Однако ведутся работы по созданию такой вакцины. В апреле 2005 года были начаты научные исследования вакцины, которая защитит людей от вируса H5N1, а также проводится ряд клинических испытаний.

Какие меры рекомендует правительство США в отношении вируса H5N1?

В феврале 2004 года Центры по контролю и профилактике заболеваний (ЦКПЗ) разослали учреждениям здравоохранения США рекомендации по усилению наблюдения ("обнаружения") гриппа H5N1 в стране. 12 августа 2004 года и 4 февраля 2005 года по Сети оповещения об угрозах для здравоохранения было распространено еще два сообщения, в которых учреждениям здравоохранения напоминалось о необходимости соблюдения рекомендаций по обнаружению (внутреннему наблюдению), диагностике и предотвращению распространения вируса H5N1. В этих сообщениях также были рекомендованы меры по проведению лабораторных тестов на вирус H5N1.

Готовность к пандемии гриппа

При каких условиях вирус H5N1 или другой вирус птичьего гриппа может вызвать пандемию?

Чтобы началась пандемия, должны быть выполнены следующие три условия: 1) должен появиться новый субтип вируса гриппа; 2) он должен инфицировать людей и вызывать тяжелое заболевание; и 3) он должен легко и устойчиво (непрерывно) распространяться среди людей. Вирус H5N1, обнаруженный в Азии и Европе, удовлетворяет первым двум условиям: он представляет собой новый для человека вирус (вирусы H5N1 никогда прежде не были широко распространены среди людей) и он инфицировал более 130 человек, более половины из которых умерло.

Однако третье условие - начало эффективной и устойчивой передачи вируса от человека к человеку - пока не соблюдается. Для этого необходимо, чтобы вирус H5N1 улучшил свою способность распространяться среди людей. Это могло бы произойти в случае "рекомбинации" или адаптивной мутации вируса.

Рекомбинация происходит в случае обмена генетическим материалом между человеческими и птичьими вирусами при соинфицировании (одновременном инфицировании обоими вирусами) человека или свиньи. В результате этого может возникнуть полностью передающийся пандемический вирус - то есть, вирус, способный легко и непосредственно передаваться людям. Адаптивная мутация представляет собой более медленный процесс, при котором способность вируса прикрепляться к человеческим клеткам возрастает при инфицировании людей.

Советы по профилактике гриппа

Избегайте тесных контактов. Избегите тесных контактов с больными людьми. Если вы сами заболели, не подходите близко к другим людям, чтобы защитить их от заболевания.

Если вы заболели, не выходите из дома. Если вы заболели, то, по возможности, не ходите на работу, в школу и вообще не выходите из дома по разным делам. Тем самым вы предотвратите инфицирование от вас других людей.

Закрывайте рот и нос. При кашле или чихании закрывайте рот и нос тканью. Тем самым вы предотвратите инфицирование от вас окружающих.

Держите руки в чистоте. Мытье рук часто помогает защититься от микробов.

Не дотрагивайтесь до глаз, носа и рта. Микробы часто передаются человеку тогда, когда он соприкасается с каким-либо предметом, зараженным микробами, и затем дотрагивается до своего глаза, носа или рта.

(Распространено Бюро международных информационных программ Государственного департамента США. Веб-сайт: http://usinfo.state.gov/russian/)