Галапагосский архипелаг. Галапагосы. Галапагосские острова.Природа Земли. Загадки. Тайны

Галапагосы

Галапагосский архипелаг

Читать дополнительно: Галапагосские острова; Америка

Галапагосский архипелаг, состоящий из 16 крупных и множества мелких островов общей площадью 7,8 тыс. км и населением более 4 тыс. человек. Острова принадлежат Республике Эквадор. Их еще называют Черепашьи острова (от испанского galapago — «черепаха») или архипелаг Колон (по имени Колумба). Наиболее крупные о-ва: Исабела, Фернандина, Сан-Сальвадор, Санта-Крус и Сан-Кристобаль. Административный центр — город и порт Бакерисо-Морено.

Острова впервые обнаружил испанский епископ Т. Берланга в 1535 г., когда он отправился на корабле из Панамы в Перу, но случайно отклонился от намеченного пути. Только через 200 лет здесь появились экспедиции, обратившие внимание на уникальную и экзотическую природу островов. В 1835 г. на них побывали и провели детальные исследования Ч. Дарвин и Р. Фицрой на английском корабле «Бигль», совершавшем кругосветное плавание. В 1837 г. острова обследовала французская экспедиция Дю-Пти-Туара на корабле «Венус», в 1883 г.— итальянская экспедиция на корабле «Веттор Пизани», в 1904 г.— американская экспедиция на корабле «Альбатрос».

Галапагосские островава имеют вулканическое происхождение и образовались в районе так называемого Галапагосского рифта - поперечного разлома, рассекающего Восточно-Тихоокеанское поднятие, вдоль которого к востоку через Панамскую котловину простирается система желобов и рифтовых гряд с высокой сейсмичностью и проявлениями молодого вулканизма. На одном из участков этой системы сформировалось довольно обширное вулканическое плато, на котором возвышаются Галапагосские островава (Searle, Francheteau, 1986). Сложены острова базальтовыми лавами и туфами, преимущественно толеитовыми и субщелочными разностями, изливавшимися неоднократно. Рельеф островов образован вулканическими конусами и лавовыми плато между ними с характерной неровной (бугристой) поверхностью. Максимальные высоты: о. Исабела — 1707 м, о. Фернандина — 1134, о. Санта-Крус— 700, о. Сан-Сальвадор — 518 м. Конфигурация островов, особенно самого крупного — Исабела, сложная, берега извилистые, каменистые. На подводном склоне они почти везде окаймлены коралловыми рифами, что еще более осложняет прибрежный ландшафт. Ряд вулканов являются действующими, например на о-вах Исабела и Фернандина, другие прекратили свою деятельность в недавнем геологическом прошлом.

Климат островов, находящихся почти ва экваторе, субэкваториальный, жаркий и сухой. Среднемесячные температуры составляют 22 — 24 гр, так как здесь сказывается влияние холодного Перуанского течения. Осадков выпадает не более 150 мм в год что накладывает свой отпечаток на формирование ландшафта. Почвы красноземные, растительность в основном представлена ксерофитными травами и кустарниками, а на свежих лавовых полях вообще нет почвенного покрова и растительности. Очень своеобразен состав флоры и фауны, где сочетаются представители тропиков и полярных областей с обилием реликтов и.эндемиков. Из них особенно выделяются гигантские черепахи, ящерицы игуаны, пингвины, фламинго, пеликаны, попугаи. Здесь встречаются тюлени, тропические птицы и чайки из Антарктики, тропические лианы и арктические мхи. Богат также животный мир окружающих прибрежных вод и коралловых рифов.

Учитывая уникальность природы островов, здесь в 1934 г. был создан национальный парк Галапагос площадью 691 га, а в 1964 г. на о. Санта-Крус организована международная научно-исследовательская станция им. Ч. Дарвина. Галапагосы принято считать "лабораторией эволюции".

Каждый из 13 главных островов, отличается от другого по виду и дикой природе. Несмотря на активные вулканы и суровую местность, везде есть животные, которые вынуждены были приспосабливаться к местному ландшафту и климату. Именно эти адаптации вдохновили Чарльза Дарвина, который провел 5 недель на корабле Бигль в 1835 году, написать свой знаменитый труд "Происхождение видов".

Наиболее общепринятый способ осмотреть Галапагосские острова - это круиз от острова к острову, с выходами на берег с опытным гидом. Диких животных можно легко видеть в удивительной близости от себя, по всем берегам и скалам. Самым поразительным отличием Галапагос ото всего мира является - отсутствие страха животных перед человеком.

Читать дальше: Галапагосский архипелаг