Чёрный (мохнатый) саки, чёрный хиропот, "сатана", чёртов саки. Chiropotes satanas Hoffmannsegg = Чёрный (мохнатый) саки, чёрный хиропот, "сатана", чёртов саки. Chiropotes Lesson, 1840 = Красноспинные [сохнатые] саки, хиропоты

Вид: Chiropotes satanas = Чёрный (мохнатый) саки, "сатана"

Chiropotes albinasus Geoffroy E. et Deville, 1848 = Белоносый саки

Вид: Chiropotes satanas = Чёрный (мохнатый) саки, чёрный хиропот, "сатана", чёртов саки

Chiropotes satanas Hoffmannsegg = Чёрный (мохнатый) саки, чёрный хиропот, "сатана", чёртов сакиWhite-nosed Saki или White-nosed Bearded Saki Monkey

Саки мохнатый чёрный, Бородатый саки, Black-bearded saki = Chiropotes satanas.

Чёрный мохнатый саки имеет ограниченный географический ареал. Саки зарегистрирован в следующих южноамериканских странах, расположенных к северу от Амазонки: Гайане, Венесуэле и Бразилии. Недавно было сообщение, что особи данного вида наблюдались в Перу, но это еще не подтверждено специалистами.

Этот вид безошибочно определяется среди других приматов из-за длинной, очень толстой бороды на его подбородке (борода – это хохолок волос, который простирается от его челюсти, вниз по его горлу к верхней части груди, и особенно сильно выражена у самцов), вздутых выпуклостей на голове, покрытых мехом, и его длинного характерного не хватательного хвоста. Мошонка самцов розовая по цвету.

Саки мохнатый имеет чёрное оголенное лицо. По средней линии головы имеется пробор, от которого идут длинные волосы, спадая по обе стороны головы. У старых самцов хорошо развиты бакенбарды и борода.

Чёрный мохнатый саки имеет широкие клыки наряду с сильными мускулами челюсти, которые помогают им в еде плодов с жестким перикарпием. Имеется незначительный половой диморфизм хищных зубов.

Окрас: Основной тон окраски шерсти тела – черный. Шерсть на голове, хвосте и борода целиком черные, в то время как волосы на плечах, спине и конечностях с коричневатым оттенком.

Размеры тела саки колеблются от 32 до 51 см. Длина тела (с головой) самцов составляет 40-48 см, длина хвоста – 39-41 см. Длина тела (с головой) самцов составляет 38-41 см, длина хвоста – 37-42 см. Вес мохнатых саки составляет примерно 2-4 кг. При этом вес самцов составляет около 2,2- 4 кг, самок – 1,9-3,3 кг.

Обитает в густых лесах гвианского нагорья к северу от реки Амазонка и восточнее рек Негра и Rios Ориноко. В Суринаме мохнатый саки живет только в высокоствольных равнинных саванных и горных лесах, занимая срединный и верхний уровни крон.

Этот вид не может выжить в областях высокого уровня сельскохозяйственного вторжения или в областях, где интенсивно проводятся заготовки леса.

Продолжительность жизни мохнатый саки составляет приблизительно 15 лет. Основные угрозы существованию виду – это деградация природных местообитаний и уничтожение животных туземным населением.

Чёрный мохнатый саки издает свистоподобные звуки, которые по-разному модулируются в зависимости от различных ситуаций, в которых обезьяна оказывается, а также чтобы связаться с себе подобными.

Так высокотональный свист выполняет роль контактного сигнала, а более интенсивные серийные подачи сигнала, служат сигнальным вызовом. Этот вызов начинается как точно проникающий свист, длящийся в течение одной секунды, а затем обрывается . Слабое чирикание: этот вызов слышится во время еды а также, когда животное удовлетворено и в состоянии комфорта.

Имеется очень мало информации о питании мохнатого саки в различных частях ареала. Известно, что основу его рациона составляют семена незрелых плодов. Кроме того в небольшом количестве они поедают фруктовую мякоть, орехи, почки, побеги, некоторых насекомых и маленьких позвоночных животных.

В Суринаме установлено питание на 85 видах растений. При этом 80% кормовых растений составляли деревья, 18.8% были лианами или виноградными лозами, и 1.2% были эпифитами. Из фруктов в Суринаме наиболее поедаемы Lecythidaceae и плоды видов Eschweilera и Lecythis davisii. Большие трудности возникают с такими видами как Hymenaea courbaril и Lucania majuscula. Чёрный мохнатый саки использует свои клиновидные резцы, чтобы открыть оболочку этих твердых плодов, чтобы получить доступ к семенам. У видов Pradosia caracasana и Chrysophyllum lucentifolium саки потребляют зрелые семена. В Амазонке, мохнатый саки - один из главных потребителей семян растений семейства Sapotaceae. Наблюдения свидетельствуют, что питание на молодых незрелых семенах - это способ выжить в лесу, не конкурируя с другими фруктоядными разновидностями и возможность заполнить незанятую экологическую нишу.

Таким образом, чёрный мохнатый саки способен питаться незрелыми плодами, которые другие приматы съели бы только тогда, когда они становятся зрелыми.

Из беспозвоночных отмечено поедание бабочек, жуков, кузнечиков, термитов и других насекомых, на наиболее часто поедаются личинки чешуекрылых и перепончатокрылых (муравьев).

Поведение: Чёрный мохнатый саки ведет дневной и древесный образ жизни. Длинный и волосатый хвост умело используется при движении и прыжках в роли баланса, но не может служить для схватывания предметов или поддержания за ветку. Хвост обычно помещается в виде петли позади тела, или выше головы, во время движения.

По деревьям двигаются с использованием четырех конечностей. Четвероногое передвижение - самый общий (80%) тип передвижения а перепрыгивание составляет около 18% их двигательных движений. Во время кормежки саки часто принимают вертикальную позу, удерживаясь за ветку задними ногами а руки использует для захвата и удержания продовольствия. Оказавшись на земле саки движутся прыжками на четвереньках.

Чёрный мохнатый саки иногда может спускаться по стволам деревьев в положении вниз головой.

Кормятся преимущественно в верхнем и среднем ярусах древесных крон. Большую часть светлого времени проводят в поисках продовольствия.

Кормятся саки небольшими группами, на которые отряд разбивается после сна. От одного кормового дерева к другому переходят быстро, надолго задерживаясь только на деревьях с обильным урожаем плодов. При этом структура различных групп часто меняется от одной остановки к другой: одни саки покидают группу, другие приходят.

Ночь черные саки проводят в верхней части деревьев, удобно устроившись на толстых ветвях среди густой листвы. Дважды на одном месте они никогда не ночуют, выбирая каждый раз новое дерево для ночлега.

Чёрные мохнатые саки когда возбуждены машут хвостом и они используют в качестве коммуникационных сигналов различной тональности высокий свист. Общение животных между собой отдаленно напоминает птичий щебет.

Социальная структура: Чёрный мохнатый саки живет в группах от 8 до 30 или даже более особей, но группа разделяется на более мелкие группки, чтобы легче было найти продовольствие.

В составе большой группы имеется несколько самцов, но большинство составляют самки со своим потомством. Уход происходит между членами в социальной группе.

Самки в период вступления в эструс активно демонстрируют самцам свои половые органы: отводят хвост в сторону и показывают ярко-красные лабиумы, что свидетельствует об их готовности к спариванию. Самки имеют период беременности между 4 или 5 месяцами и обычно рождают детенышей с декабря по апрель.

После рождения одного детеныша, мать не ест послед подобно другим разновидностям приматов. После ухода и кормежки, младенец обычно мочиться и испражняется и мать помогает ему, отстраняя хвост младенца, чтобы помочь в удалении осадков.

Детеныши после примерно трех месяцев становятся достаточно самостоятельными, начинают исследовать окружающую среду самостоятельно. Чёрный мохнатый саки достигает половой зрелости в 4 года от роду.

Чёрный мохнатый саки активно преследуется местными индийскими народностями ради пищи (мясо) и особенно из-за волос на его хвосте и бороде, которые используются для декоративных целей. Это - очень редкий вид. Чёрный мохнатый саки подвергнут опасности благодаря потере мест обитания и их фрагментации, что ведет к снижению численности населения.

Все материалы предназначены для использования в познавательных целях. При использовании в письменных ученических, студенческих и т.п. работах обязательна ссылка: : Сайт "Мир животных"..