Каштановый капуцин. Cebus olivaceus Schomburgk, 1848 = Каштановый капуцин. Cebidae Swainson, 1835 = Цепкохвостые [капуцинообразные] обезьяны, капуцины, капуциновые, цебиды

Каштановый капуцин

Отряд: Primates Linnaeus, 1758 = Приматы

Семейство: Cebidae Swainson, 1835 = Цепкохвостые обезьяны, капуцины

Род: Cebus Erxleben, 1777 = (собственно) капуцины

Вид: Cebus olivaceus Schomburgk, 1848 = Каштановый капуцин

Каштановый капуцин - обитатель Южной Америки, где его ареал простирается от северной субтропической зоны и северо-западной Венесуэлы до южной оконечности амазонского бассейна. Капуцин отмечен в следующих странах: Бразилии, Колумбии, Французской Гвиане, Гайане, Суринаме, и Венесуэле.

Каштановый капуцин населяет полулистопадные засушливые и тропические леса, где предпочитает жить в нижнем ярусе деревьев. В Венесуэле этот капуцин найден в галерейных лесах и кустарниковой лесистой местности. Встречаются в местообитаниях, расположенных на высотах - 500-2700 м.; в среднем 1000-1800 м над уровнем моря.

Каштановый капуцин (C. olivaceus) и белолобый капуцин (C. albifrons) - аллопатрические виды (т.е. их ареалы даже частично не перекрываются), и некоторыми авторами эти виды рассматривались как западные и восточные варианты одного вида.

Каштановый капуцин по размеру тела соответствует маленьким собакам, имея длина тела - 60-112 см; в среднем 84 см; вес 1100-4300 г; в среднем 2500-2810 г, хотя взрослые самцы, обычно, весят примерно на 800 г больше самок.

Тело беловатое, обычно имеет оттенок бледной буйволовой кожи. Голова по цвету такая же как и тело, но имеет клиновидное, варьирующее по цвету пятно, простирающееся от лба назад по черепу. Цвет предплечья меняется от черного до темно-серого.

Хвост, который во время движения обычно сворачивается в кольцо, имеет примерно ту же длину, что и тело. Хвост достаточно сильный и способен поддерживать на весу все тело в течение длительных периодов и особенно часто он используется во время кормежки, чтобы освободить руки.

Каштановый капуцин - очень социальные животные. Они живут в отрядах примерно по 10-33 индивидуумов. Домашний участок отряда составляет примерно 25-40 га, но, возможно, превышает иногда и 100 га. Эти обезьяны не демонстрируют никакого территориального поведения в брачный период, но вступают в острую конкуренцию из-за питательных и водных ресурсов как с капуцинами других отрядов, так и с обезьянами других видов.

Каштановый капуцин иногда формирует смешанные ассоциации разных видов приматов, и это обычно происходит для того, чтобы увеличить эффективность защиты от хищников.

Каштановый капуцин имеет только несколько хищников в природе – они являются любимой едой для некоторых змей, также как и некоторых из больших тропических млекопитающих (в том числе, среди врагов отмечались и крупные грызуны). Так как они древесные животные, то могут легко убежать от наземных хищников. Главный хищник и основной их враг – человек. В неволе капуцины, нередко доживают до 55 лет, в природе живут в среднем от 34 до 36 лет.

Каштановый капуцин ведет дневной и по большей части древесный образ жизни. Они обычно используют нижний и средний яруса леса для того, чтобы найти продовольствие, в частности насекомых и мелких позвоночных, а также чтобы убежать от наземных хищников.

Каштановый капуцин - всеядные животные, они едят плоды, пальмовые орехи, ягоды, семена, почки, побеги и корни молодых деревьев. В определенных ситуациях капуцины включают в свой рацион цветки, кору деревьев, камедь, паукообразных, птичьи яйца.

Особенности питания капуцинов, их пищевых приоритетов, связаны с размером группы, их места жительства, а также сезоном, в котором животные наблюдаются. Строгая иерархия определяет приоритет доступа к продовольствию более молодых капуцинов.

Основной тип передвижения – четырехногий (квадрипедальный). Но особи данного вида также иногда перепрыгивают с ветки на ветку и ловко карабкаются по стволам деревьев.

Визуальная коммуникация у капуцинов хорошо развита. Пристальный взгляд при открытом рте (хотя рот открыт, но зубы покрыты губами), с широко разинутыми глазами и опущенными насупленными бровями, можно наблюдать, когда капуцины толпятся неподалеку от обнаруженного хищника или другого объекта, несущего им угрозу или создающие определенное препятствие. Пристальный взгляд, разинутые глаза, открытый рот с оттянутыми его углами таким образом, что зубы и десны обнажены, и сопровождаемы криками, говорит о появлении поблизости воздушного хищника.

Чтобы продемонстрировать свое подчинение или при подходе к другой особи свои дружественные намерения, капуцин демонстрирует безмолвное лицо с закрытыми зубами. При этом его глаза пристально смотрят на стимул (другого капуцина), брови обычно расслаблены, а иногда углы рта оттянуты, что позволяет показать зубы.

При приветствии капуцины широко раскрывают глаза, а их язык двигается в и из рта, в то время как челюсть делает сосущие движения. Чтобы сообщить угрозу или намерение нападения капуцин сужает разрез рта, хмурит и сдвигает брови, при широко раскрытых глазах.

Осязательная коммуникация - социальный уход в виде чистки одним индивидуумом шерсти другого, используется, чтобы укреплять социальные обязательства между членами группы.

Отмечалось, что капуцины используют некоторых многоножек, которая выделяют токсины, для натирания своей шерсти, используя это как репеллент от кровососущих насекомых.

Четко выраженного сезона размножения не отмечено. Каштановый капуцин имеет полигамную, многобрачную спаривающуюся систему. Самцы достигают воспроизводительной зрелости к 7 годам, а самки могут участвовать в размножении уже на четвертом году. У каштанового капуцина с доминирующим самцом в отряде, спариваются все восприимчивые самки, хотя иногда подчиненный самец, может также участвовать в спаривании.

Наблюдения показали, что самки каштанового капуцина имеют больший воспроизводительный успех в больших группах (свыше 15 членов), чем в небольших группах.

Взрослые самки производят потомство в среднем каждые 19 месяцев, хотя для самок не является исключением, чтобы рождать малышей каждый последующий год после 160 дней беременности. Новорожденный детеныш весят приблизительно 200-500 г и может прочно прикрепляться к волосам своей матери сразу с того момента, как родился.

Самки капуцинов - первоначальные и основные опекуны детенышей. Самцы, возможно, уделяют некоторое время для оказания помощи самкам, но мало внимания оказывают непосредственно своим малышам.

Доминирующие самки иногда кормят грудью детенышей, рожденных другими самками, занимающими более низкое ранговое место в иерархии отряда, в то время как сами низкоранговые самки не всегда кормят грудью своих малышей. Это поведение названо «паразитический уход».

Много капуцинов содержится в зоопарках. Живые капуцины пользуются спросом из-за их мягкого темперамента, высокой активности и озорного характера. Они чаще всего используются странствующими шарманщиками.

Капуцины - очень живые, подвижные и интеллектуальные обезьяны, поэтому они стали самыми многочисленными обезьянами содержащимися в неволе в США и Европе. Они нередко содержатся многими людьми как домашние животные, но вместе с тем они могут сильно досадить хозяевам, если удастся побегать и похозяйничать свободно в доме. Они могут быть обучены делать некоторые трюки и выполнить определенные задания и являются частью некоторых телевизионных шоу.

У каштанового капуцина различают следующие подвиды: Cebus olivaceus ssp. brunneus; Cebus olivaceus ssp. apiculatus; Cebus olivaceus ssp. castaneus; Cebus olivaceus ssp. kaapori; Cebus olivaceus ssp. olivaceus; Cebus olivaceus ssp. nigrivittatus.