Горная горилла. Gorilla gorilla Savage et Wyman, 1847 = Горилла

Горная горилла

Фото Фото

Перейти в оглавление раздела: Гориллы...

...Район, где обитает горная горилла, имеет очертания перевернутого треугольника, он протягивается к югу от экватора почти на 500 километров и примерно на 350 километров с востока на запад в своей самой широкой части. Южная граница проходит у Фици, где лес уступает место саванне и обработанным землям. Площадь всего ареала почти 100 000 квадратных километров, но фактически гориллы обитают на гораздо меньшем пространстве, так как стада их сосредоточены примерно на шестидесяти отдельных участках (площадью от нескольких квадратных километров до пятисот квадратных километров), удаленных друг от друга на 50 километров и более. Некоторые группы, несомненно, вступают в контакт друг с другом, но большая их часть живет обособленно. Фактически площадь, занимаемая гориллами, составляет лишь четверть ареала, или приблизительно 20 000 квадратных километров, хотя отдельные обезьяны, главным образом одинокие самцы, или даже небольшие группы могут забрести в любую часть леса, окружающего их постоянные места обитания

В пределах ареала плотность изменяется примерно от одного животного на один квадратный километр (близ вулканов Вирунга, где живет, в общем, 400 или 500 обезьян) до одного животного на два квадратных километра в лесу Кайонца или даже на три квадратных километра в районе Уту. Общее количество горных горилл оценивается от 5000 до 15 000 животных.

Обитает горная горилла в лесах трех типов: дождевом лесу на низменностях, на высоте ниже 1500 метров; горном лесу, _на высоте от 1500 до 3500 метров; бамбуковом лесу, на высоте от 2500 до 3000 метров. Три четверти всех сохранившихся горилл обитает в дождевых лесах низменности к западу от Рифт-Валли, а большая часть остальных — в лесах на уступе рифта. Бамбуковая зона не имеет важного значения для этих животных, так как в сухой сезон там мало подходящей пищи. Самые излюбленные места горилл — вторичный лес, поэтому периодическая вырубка первичного леса с последующим его возобновлением при существовавшей в прошлом переложной системе земледелия способствовала созданию благоприятных мест обитания для этой обезьяны.

Самки достигают половой зрелости к шести или семи годам, самцы — к девяти или десяти. В это время черная шерсть на их спине начинает приобретать серебристый цвет, процесс этот может длиться два-три года. Период беременности у четырех живущих в неволе самок продолжался от 251 до 289 дней. О брачном сезоне данных нет, но зрелая самка обычно рождает одного детеныша каждые три с половиной или четыре с половиной года. Если детеныш не выживает, срок этот сокращается. Смертность молодняка высокая. В первые годы жизни умирает, вероятно, 40 или 50 % потомства.

Детеныш остается с матерью около трех лет, в течение этого времени нового зачатия не происходит. Если учесть, что достигшая зрелости самка размножается раз в четыре года, за всю жизнь она может произвести на свет только четырех или пять детенышей при условии, что ни один из них: не погибнет в молодом возрасте.

Леопарды и другие хищники, вероятно, наносят гориллам незначительный урон. Самый страшный враг — человек. Несмотря на существующий закон об охране животного, некоторые племена продолжают охотиться на него, главным образом ради мяса, с помощью сетей, силков и ловушек, в особенности в районах Уту и гор Чьябериму. Шал-лер цитирует слова одного миссионера, записавшего в 1928 г., что местные жители убили и съели за один день одиннадцать горилл. Упоминает он также одного чиновника, застрелившего на охоте девять животных, и приводит случаи, когда звероловы, чтобы взять детеныша, убивали самок. В 1948 г. близ Ангуму было застрелено шестьдесят самок, при этом поймано одиннадцать детенышей, из которых в конечном счете выжил лишь один.

Гориллы страдают от множества самых разнообразных болезней и нередко погибают от вирусных заболеваний, различных инфекций и внутренних паразитов.

Каждый год ради мяса истреблялось немало животных, но до сих пор это не отразилось серьезно на популяции в целом. Такие потери допустимы, если они останутся на нынешнем уровне и если местные охотники не будут применять современного оружия. Более серьезная опасность угрожает таким районам, как вулканы Вирунга, лес Кайонца и горы Чьябериму, где земли постепенно захватывают земледельцы и скотоводы.

За последнее время появилась еще одна угроза для горилл, как и для многих других обезьян: возрастает спрос на них исследовательских лабораторий и фармацевтической промышленности.

Поскольку различия между двумя подвидами сравнительно невелики, надо полагать, что обособление их началось в недавнее время. Наверное, прежде вид был распространен на всем протяжении дождевого леса к северу от реки Конго; теперь ареалы двух подвидов разделяет тысяча километров, но произошло это не от недостатка благоприятных для их обитания мест. Дождевой лес тянется без перерыва по всей территории.

Живут гориллы только во влажном лесу, где они без труда находят себе нужный корм — вьющиеся растения и сочные травы. Светлых лесов и злаковников они избегают. Хотя животные перебираются через ручьи и мелкие речки по стволам поваленных деревьев, плавать они не умеют и никогда не рискуют заходить даже в неглубокий водный поток. Быстрые, глубокие реки, такие, как Конго и система Убанги-Уэле, представляют для них неодолимую преграду...

Читать очерк дальше: Горные гориллы...

Совершенно необходимо, говорит в заключение Шаллер, оставить горную гориллу в списке животных, целиком находящихся под защитой закона, принимать для ее охраны такие меры, как запрет современного оружия, и не допускать массового истребления ее местными жителями. Следует строго ограничить количество животных, отлавливаемых для зоопарков, музеев, медицинских институтов и других учреждений, и запретить метод отлова, при котором убивают самку, чтобы заполучить детеныша.