Горная горилла. Gorilla gorilla Savage et Wyman, 1847 = Горилла

Горная горилла

Фото Фото

Перейти в оглавление раздела: Гориллы...

...Учитывая это обстоятельство, Шаллер полагает, что прежде горилла занимала территорию к северу от реки Уэле и проникла в те места, где она обитает теперь, через верховья этой реки. Хотя в настоящее время природные условия района севернее Уэле не подходят для горилл, есть доказательства, что в позднем плейстоцене дождевой лес простирался дальше на север, чем теперь, и таким образом через северную окраину бассейна реки Конго связывал Восточную Африку с Западной. Гипотезу эту может подтвердить тот факт, что в горных лесах Восточной Африки существует несколько видов птиц, таких же, как в горных лесах Камеруна в Западной Африке, и они не обособились даже в подвиды. Кроме того, в позднем плейстоцене озеро Чад было почти в пять раз больше современного озера Виктория, а это значит, что в то время оно получало воды в двадцать раз больше, чем теперь. При существующем тогда количестве осадков влажный лес мог произрастать севернее реки Уэле....

Позднее, в более сухой климатический период, лес отступил, вот тогда и образовался этот разрыв в тысячу километров, разделивший ареал гориллы на две обособленные части. То обстоятельство, что в северной части ареала горилла распространена более широко, чем в южной, тоже подтверждает гипотезу о сравнительно недавнем ее продвижении с севера на юг.

В район вулканов Вирунга и леса Кайонца горилла проникла, видимо, через пересекающие зла-ковники лесные мосты, впоследствии уничтоженные расчисткой и выжиганием, так что животные оказались в изоляции. В горный массив Рувензори, где много подходящих мест для ее обитания, горилла не сумела проникнуть, видимо потому, что река Семлики оказалась для нее непреодолимым препятствием.

Как показал в своей книге Шаллер, горная горилла находится сейчас не в таком опасном положении, как думали в то время, когда Международная лондонская конвенция 1933 г. поместила ее среди млекопитающих класса А, то есть находящихся на грани исчезновения. Экспедиция Шаллера выявила, что и ареал и численность горилл больше, чем считалось до этого. И все же территория, занимаемая горной гориллой, слишком мала, а животному постоянно грозит опасность прямого истребления, так же как сокращения или изменения природной среды обитания. В одних частях ареала эта косвенная причина гибели представляет более серьезную и непосредственную угрозу, чем в других, в особенности в таком районе, как вулканы Вирунга, где довольно большая плотность населения, которому необходимы пастбища для растущих стад рогатого скота.

Важное значение для охраны горной гориллы имело основание в 1925 г., с последующим расширением в 1929 г., национального парка Альберт, который с самого начала предназначался для охраны горилл, обитающих на шести потухших конусах, составляющих группу вулканов Вирунга. Администрации приходилось вести постоянную борьбу с нарушением границ парка, и в 1958 г. она вынуждена была отказаться от 20 000 га лесных земель. Куда бы ни были допущены земледельцы, лес там через несколько лет исчезал. Администрация национального парка, несмотря на трудности, с какими ей приходилось сталкиваться за последние годы, заслуживает самой высокой похвалы за бдительную охрану парка *.

На угандийской стороне вулканов Вирунга в 1930 г. были объявлены заказниками северные склоны гор Мухавура, Гахинга и Сабинио, однако в 1950 г. площадь резервата сократилась <; 3,2 тыс. до 2,4 тыс. гектаров **. В отрезанной части были наиболее благоприятные для обитания гориллы участки, но большинство из них теперь обработано, и поэтому обезьяны не могут находиться в безопасности на этой территории.

Лес Кайонца, известный также под названием Непроходимый лес, в 1932 г. стал лесным резерватом, а в 1961 г. заказником для охраны животных (30 000 гектаров). Выборочная рубка леса, главным образом крепежного, была разрешена с 1940 г., но лицензии выдавались не'многим, и животные были потревожены лишь временно на тех участках, где непосредственно велись работы. Гориллам это даже могло принести пользу, так как возобновляющийся лес давал им дополнительную пищу. Горилл в заказнике никто не трогает, они только изредка погибают в ловушках, предназначенных для диких свиней, и в настоящее время положение их в лесу Кайонца, видимо, можно считать удовлетворительным.

Массив Чьябериму входит в национальный парк Альберт, но его с трех сторон окружают обработанные земли. За пределами парка лес очень быстро уступает место постоянным посевным площадям. Кроме того, местные жители охотятся на горилл ради мяса, и, если не удастся обеспечить более надежной охраны, обезьяна в этом районе рано или поздно исчезнет.

В обширных горных лесах рифта и в равнинных лесах к западу от озера Танганьика положение горилл гораздо лучше. Население в этих районах редкое, плотность его увеличивается только вокруг городов, но их там совсем мало. Возможно, та же система переложного земледелия, благотворная для горилл, сохранится и в будущем. Правда, местные жители убивают немало горилл, но при их способах ведения охоты добыча бывает не слишком велика. Такие потери не могут угрожать будущему горилл, если не вложить в руки охотников огнестрельное оружие.

Совершенно необходимо, говорит в заключение Шаллер, оставить горную гориллу в списке животных, целиком находящихся под защитой закона, принимать для ее охраны такие меры, как запрет современного оружия, и не допускать массового истребления ее местными жителями. Следует строго ограничить количество животных, отлавливаемых для зоопарков, музеев, медицинских институтов и других учреждений, и запретить метод отлова, при котором убивают самку, чтобы заполучить детеныша.

Необходимы также строгие меры против вторжения земледельцев и скотоводов на территории существующих резерватов, которые надо расширить, чтобы охватить более значительную часть ареала животных, особенно там, где возможна по-стояная обработка земель. В то же время следует подумать, пока еще есть такая возможность, об учреждении крупных резерватов на обширном и в настоящее время почти незаселенном пространстве дождевых лесов на низменностях.