Мартышка Желтохвостая мартышка Cercopithecus solatus Harrison 1988 = Желтохвостая мартышка

Желтохвостая мартышка

Вид: Cercopithecus solatus Harrison 1988 = Желтохвостая мартышка

Желтохвостая мартышка (sun-tailed monkey) была описана как вид только в 1988 году. Она очень близкий родственник Cercopithecus lhoesti и C. preussi, и только недавно была признана видовая самостоятельность Желтохвостой мартышки.

Желтохвостая мартышка имеет очень ограниченный (10300 км2) и фрагментированный ареал, она - эндемик Габона. Здесь желтохвостая мартышка встречается в холмистых районах, поросших влажным вечнозеленым лесом, через который протекает множество больших и малых рек и потоков, глубоко рассекающих местность. Как правило данный вид не встречается на высотах выше, чем 500 м над уровнем моря.

Желтохвостая мартышка населяет густые лесные заросли и узкие долины вероятно из-за наличия плотной и богатой по видовому составу вторичной растительности, которая является хорошим убежищем для них и обеспечивают круглый год растительной и белковой пищей.

Желтохвостая мартышка – растительноядный, преимущественно фруктоядный вид. В ее меню входят разнообразные плоды, семена и молодые побеги. Белковую пищу составляют всевозможные насекомые, их личинки, другие членистоногие, которые водятся здесь в большем изобилии, а также мелкие позвоночные животные, случайно встреченные на пути. Установлено, что кормежка большей частью происходит на земле.

На голове желтохвостой мартышки имеется серая корона из волос, на ушах - белые хохолки, щеки бледно-серые, а на груди имеется небольшое беловатое пятно в виде детского нагрудника. Спинную часть тела имеет коричневую окраску а седовато-белый хвост украшен ярким оранжевым кончиком. Именно это последнее обстоятельство дало основание для английского названия вида - sun-tailed monkey, которое можно перевести как солнечнохвостая обезьяна.

Конечности у желтохвостой мартышки длинные и черные. Длина тела составляет 47-68 см, длина хвоста - 48-80 см, при этом самцы несколко больше по размерам чем самки. Средний вес самок равен 3.5 кг, самцов - 6 кг. У самцов мошонка голубого цвета.

Желтохвостая мартышка – дневной вид, ведущий как древесный так и наземный образ жизни. Если на земле желтохвостая мартышка кормится в течение дня, то на ночь она забирается на деревья, выбирая для сна густые кроны на высоте 10-15 метров. Таким способом она избегает нежелательных встреч со своими наземными врагами.

Живут желтохвостые мартышки в социальных группах по 5-15 особей, и состоящих, как правило, из одного самца и нескольких половозрелых самок с их разновозрастным потомством.

Среди самок существует четкая иерархия, благодаря которой повзрослевшие особи женского пола из их потомства со временем, приобретают статус примерно равный иерархическому статусу их матери.

Самец занимает доминирующее положение в группе. Именно ему, как вожаку группы, систематически приходится отражать попытки вторжения в его группу других взрослых самцов. Молодые самцы по мере взросления покидают родную группу навсегда, чтобы избегать конфликтов с вожаком.

Благодаря скрытному образу жизни и обитанию в густых лесных массивах, желтохвостая мартышка использует громкие крики и высокие контактные вызовы для общения. Громкий предупредительный крик издают и взрослые самцы – они выполняют роль территориальных сигналов.

Определенного сезона размножения нет. Самка после вступления в эструс, особой демонстрационной позой информирует самца о своей готовности к спариванию. После этого самец обнюхивает самку и затем происходит их спаривание.

Во время спаривания самка оглядывается через плечо на самца, при этом ее нижняя губа выпячивается вперед, в то время как губы остаются закрытыми.

После периода беременности, который составляет около 5 месяцев, у самки рождается единственный детеныш.

Читать: Cercopithecus solatus Harrison 1988 = Желтохвостая мартышка