Мартышка мона.Cercopithecus mona = Мартышка мона. Cercopithecus = Мартышки

Мартышка мона

Вид: Cercopithecus mona = Мартышка мона

Мартышки мона обитатель стран Западной и Центральной Африки: Нигерия, Кот-д’Ивуар, Гана, Камерун, Сенегал, Конго, Либерия, Ангола, Гамбия и Западная Уганда. Мартышки мона очень легко приспосабливаются к меняющимся условиям и поэтому живут в разнообразных местообитаниях. Они населяют первичные и вторичные тропическом леса; встречаются в мангровых болотах, галерейных лесах, и даже по опушкам лесов. Иногда эти мартышки находятся и на фермерских землях: плантациях какао и в садах.

Большую часть своего времени, как древесный вид, они проводят в верхнем ярусе крон дождевого леса, при этом они везде предпочитают жить на вершинах деревьев, но нередко их можно увидеть кормящихся в среднем и нижнем ярусах древесных крон.

Мартышка мона – растительноядный и насекомоядный вид, основу питания которого составляют разнообразные плоды и молодые сочные побеги, орехи, семена; при возможности мартышки поедают всевозможных насекомых, дикий мед, яйца птиц, улиток и другую живность. При этом доля насекомых в их диете больше, чем у других видов мартышек. Они имеют защечные сумки, в которых могут переносить продовольствие, собранное во время кормежки.

Мартышки мона - тонкие, грациозные обезьяны с длинными руками и ногами. Длина туловища взрослого самца составляет 41-63см, самки - 37-45cm, длина хвоста у самцов - 64-88 см, у самок - 53-65cm, вес тела – 2,4-5,3 кг.

Хвост, как у всех других мартышек, длинный, прямой и негибкий, служит балансиром при прыжках на деревьях. Обхватывать ветку хвостом и висеть на нем мартышки не могут.

Самцы обычно больше, чем самки, так что есть имеется половой диморфизм в размерах особей. Кроме размера самцы и самки по внешнему виду не отличаются.

Самая отличительная маркировка мартышек манна - два ярких белых пятна на их бедрах, расположенных симметрично у основания их хвоста. Мартышки мона имеют пестро окрашенное лицо: темная кожа, розовые губы, желтоватые щечные пучки волос и желтые надбровные полосы. Шерсть на их теле отличаются красновато-коричневой раскраской на верхней части туловища, а нижняя часть тела – шея, грудь и внутренние поверхности передних конечностей - белые. Они также имеют характерные белые длинные хохолки на ушах.

Их яркая белая окраска четко выделяется на фоне темного леса, и поэтому охотники часто называют мартышку мона - "белой обезьяной". Встречались и особи альбиносы, но это явление крайне редкое.

Мартышки мона живут в группах 8-35, иногда и до 50 особей (в среднем - 12). Такая социальная группа обычно состоит из половозрелых самок, их потомства и только одного половозрелого самца. Площадь территории, занимаемой социальной группой, обычно составляет около 5 - 50 акров. Но, если группа проживает в благоприятных условиях где имеется в большом и достаточном количестве продовольствие, возможно объединение нескольких групп и совместное проживание в создавшемся крупном отряде нескольких взрослых самцов. Большие группы мартышек как правило являются только временными ассоциациями, которые обеспечивают взаимную выгоду благодаря наблюдению всех ее членов за хищниками и другими опасностями.

Известно существование и групп, целиком состоящие из самцов, хотя обычно они небольшого размера и включают всего несколько особей (обычно два-четыре самца).

Мартышка мона – дневные и очень подвижные приматы, они также хорошие пловцы; использующие свои хвосты как руль. Мартышки активны по большей части ранним утром или в позднее послеобеденное время. Они путешествуют по своим воздушным тропам в кронах деревьев очень быстро, используя хвост для баланса. Они пробегают по древесным сучьям, а добегая до тонкого конца ветви, совершают прыжок к другому дереву. Они безопасно приземляются на все четыре конечности в вертикальной позе. Однако известно, что иногда они прыгают не совсем удачно, падая на землю или в воду. Это обычно им серьезно не вредит - они тут же влезают на самое близкое дерево, чтобы снова присоединиться к своей группе.

Как и другие мартышки, для контактов между особями обезьяны мона используют визуальную коммуникацию. Пристальный взгляд направленный на объект внимания является выражением агрессии. При этом брови приподняты, скальп и кожа на лице натянуты, уши оттянуты назад. Рот при агрессивных демонстрациях обычно открыт, хотя зубы закрыты губами. Значимость своих визуальных демонстраций обезьяны мона усиливают прыжками и взмахами рук.

Гримаса опасения функционирует как сигнал успокоения, чтобы уменьшить вероятность и степень агрессивных столкновений. При этой демонстрации губы оттянуты таким образом, что видны зубы, которые при этом плотно сомкнуты вместе.

Зевота: рот открыт, чтобы показать клыки, и выполняется взрослым самцами - используется в качестве выражения напряженного состояния или как показ угрозы.

Осязательная коммуникация – социальный грумминг, используется ими и как фактор укрепления социальных отношений между особями, и как гигиеническая процедура. Мартышка тщательно перебирают шерсть другой особи, тщательно вычищая ее о остатков омертвелой кожи, посторонних предметов и всевозможных паразитов.

У мартышек мона два основных сигнала тревоги. Звук, который можно передать как «пьоу» (pyow), означает, что поблизости леопард, а звук, похожий на кашель - «хэк» (hack) предупреждает о приближении пернатого хищника. Самцы, особенно при обнаружении хищника, способны издавать очень громогласные (относительно из размера) крики. Это оказывается возможным благодаря увеличенным воздушным мешочкам, находящимся в горле и выполняющие роль резонатора.

Когда самец произносит «предложение» из трех «пьоу» и четырех «хэк», группа мартышек воспринимает его как сигнал перейти в более безопасное и защищенное место. В то же время эти сигналы используются и при обычных занятиях, например при добывании пищи, тогда он, по-видимому, означает - «уходим отсюда». Таким образом, мартышки, похоже, обладают зачатками рудиментарного синтаксиса, прежде не наблюдавшегося у животных.

Как обнаружили ученые, мартышки мона научились строить из отдельных слов связные фразы. Ученые сначала идентифицировали отдельные слова языка мартышек мона, а затем обнаружили, что обезьяны умеют строить из них целые простейшие фразы, где значение комбинации элементов отличается от смысла каждого из них. Ранее считалось, что на такое способен только человек.

Детальных данных о хищниках этого вида в литературе нет. Однако, эти обезьяны очевидно становятся добычей тех же хищников, которые усложняют жизнь других лесных приматов в Африке. Вероятно что леопарды, золотые коты, питоны и пернатые хищники (подобно орлам) - все представляют угрозу обезьянам мона.

В случае опасности мартышки мона обычно замирают и остаются неподвижными среди древесных ветвей и листвы пока не минует опасность. В условиях неволи мартышки мона живут до 22-26 лет.

Их продолжительность жизни во много зависит в основном от хищников и болезней. Относительно болезней: они являются естественно иммунными к желтой лихорадке и вирусу Леса Semliki.

О брачном поведении мартышек мона известно мало. Однако, учитывая их социальный уклад и состав групп, включающий в основном самок, можно сделать вывод о наличии такой системы спаривания, при которой один самец спаривается со всеми самками группы, готовых к размножению. Самцы в уходе за детенышами участия не принимают, а их роль сводится в основном к охране группы и поисках для нее продовольствия.

Самки обезьян мона, как и другие представители рода мартышек, после вступления в эструс, демонстрируют самцу свою готовность к спариванию, показывая свою анально-генитальную область. Практически всегда самка выступает инициатором начала брачных отношений.

Молодежь может быть рождена после 5.5 - 6 месяцев беременности в любое время года. Рождение одного детеныша (редко двух) обычно происходит с двухлетними промежутками и наблюдается ночью на дереве, где мартышки спят. Время к отниманию от груди - 12 месяцев, когда детеныши полностью переходят на питание твердой пищей. Половозрелость у самцов наступает в возрасте 4 - 6 лет; у самок – в 3 - 5 лет.

Были известны случаи успешного скрещивания в неволе с особями других видов мартышек, в частности с Cercopithecus atheiops.

Имеется акклиматизированное население мартышки мона на острове Гренада (его площадь - 344 квадратных километра), расположенного в Карибском море, куда она была завезена еще в 18 столетии и где успешно прижилась. Мартышка мона известна как самая озорная и любопытная обезьяна, к сожалению только в юношеском возрасте. Она наиболее обычный вид приматов, который удерживается в Нигерии в неволе. .