Восточный колобус. Colobus guereza Ruppell = Восточный колобус. Colobus Illiger, 1811 = Гверецы, толстотелые обезьяны, колобусы

Восточный колобус

Вид: Colobus guereza Ruppell = Восточный колобус

Статус вида в природе: Включен в Приложение II Конвенции о международной торговле (CITES). Численность колобусов в природе значительно сократилась за последние 100 лет

Люди вырубают леса, где обитают эти обезьяны, а самих колобусов убивают на еду. Распространение

Обитает в Африке: на севере Конго, на востоке Габона, в Камеруне, на востоке Нигерии, в Центрально-Африканской республике, на северо-востоке Демократической республики Конго, на северо-западе Руанды, в Уганде, Южном Судане, Эфиопии, на западе Кении и прилегающей к ней части Танзании.

Животные обитают во вторичных лесах пФотоо берегам рек, но также встречаются в сухих и влажных лесах до высот в 3300 м над уровнем моря.

Длина тела: 45-70 см, длина хвоста: 52-90 см, масса тела от 5,5 до 14 кг. Шерсть: блестящая черная, лицо и седалищные мозоли обведены белыми волосами. По бокам и в задней части спины длинные белые волосы образуют U-образную мантию. Наружная сторона бедер беловатая; хвост разной степени пушистости и по-разному окрашен в белый и желтоватый цвета от основания до кончика. В Кении довольно часто встречаются альбиносы. Кончик носа почти касается рта. Новорожденные окрашены в белый цвет.

Есть ряд особенностей строения зубной системы, отличающих всех колобусов от других семейств приматов: они имеют длинные заостренные коренные зубы, которые прорезаются раньше, чем резцы; нижние резцы выдаются вперед по отношению к верхним резцам. Диета и кормовое поведение

Питаются в основном листьями, но в зависимости от сезона года с удовольствием едят цветы, фрукты, корни, семена, проростки растений. Влагу колобусы получают из пищи, но также пьют росу и скопившуюся в дуплах деревьев дождевую воду.

Уникально строение желудка колобусов. Он поделён на верхнюю и нижнюю части, причем нижняя содержит желудочный сок, а в верхней находятся симбиотические бактерии, которые разлагают растительную клетчатку пищи на более простые химические соединения. В процессе пищеварения многие ядовитые вещества, имеющиеся в листьях растений, также разлагаются и нейтрализуются. Это позволяет колобусам употреблять в пищу растения, ядовитые для других видов приматов. ФотоПоскольку растительный корм имеет низкую питательную ценность, организм колобусов приспособлен к переработке большого количества такой пищи, и содержимое желудка может составлять более четверти веса взрослого животного.

Активность дневная. Колобусы живут в кронах высоких деревьев. Большую часть дневного времени они кормятся и отдыхают, передвигаются немного, и в течение дня группа проходит лишь около 500м.

Социальное поведение

Живут обычно небольшими группами, состоящими из одного взрослого самца, нескольких взрослых самок и нескольких детенышей и подростков. Если взрослых самцов больше, то увеличивается и размер группы. Отношения между членами группы миролюбивые, детенышей носят как матери, так и другие члены группы. Иногда встречаются группы, включающие до 120 животных. Предполагают, что это несколько групп, объединившихся в поисках хороших водопоев.

Колобусы очень мало взаимодействуют друг с другом. Их мимика, звуковая сигнализация и выразительная жестикуляция минимальны и чаще выражают агрессию или сексуальные намерения. Обычно их поведение описывается как «спокойное и серьезное». Одна из причин слабо развитой системы сигнализации заключена в особенностях их кормового поведения. ФотоЭти обезьяны, живущие на деревьях, где пища есть повсюду, большую часть времени проводят, сидя на одном месте и насыщаясь. Для них не так уж важно координировать действия всех членов группы. Перемещаясь в кронах деревьев, колобусы только следят за тем, чтобы не располагаться слишком близко друг к другу. Как только обезьяна настраивается на длительный прием пищи, она уже не отвлекается на общение с другими животными. Обычно колобусы едят утром и на исходе дня, но часто возникает необходимость подкормиться и в течение дня - в результате времени для общения остается мало.

Вокализация

Колобусы - молчаливые обезьяны, но часто на рассвете и на закате самцы издают низкий рокочущий звук, вся остальная группа подхватывает его. Такой хор длится несколько минут. Значение этих криков мало изучено.

Размножение не сезонное. Самка рождает по одному детенышу приблизительно каждые 20 месяцев. Беременность длится 140 – 220 дней. Новорожденный весит около 800 граммов, лактация длится 6 месяцев. Самки достигают половой зрелости в возрасте около 4 лет, самцы – в 4-5 лет. Хотя спаривания не связаны с определенным сезоном, но обычно детеныши появляются в такое время, что момент отъема от груди совпадает с сезоном изобилия пища. Родительское поведение

Детеныш родится длиной около 20 см и весом около 0,4 кг. Он рождается с открытыми глазами и сразу может достаточно крепко цепляться за шерсть матери, чтобы удерживаться на ней. У детеныша шерсть на туловище более мягкая и короткая, чем у взрослых животных. Новорожденного детёныша часто забирают у матери другие члены группы и могут долго нянчить его и уносить на расстояние до 25 метров. Мать может одновременно кормить своего и чужого младенца, а однажды наблюдали, как самка несла сразу троих детенышей. «Няньки» имеют обыкновение неожиданно покидать своих подопечных, и тогда мать вынуждена отыскивать детёныша.

Продолжительность жизни колобусов около 20 лет, в неволе – до 29 лет..