Короеды

Жуки-древоточцы растят огород

Перейти в оглавление раздела: [Новости животного мира]

Самка жука-древоточца не только выращивает грибную плантацию на корм личинкам, но и защищает съедобные грибы от сорняков с помощью бактерий, которые выделяют вещество, подавляющее рост грибов-сорняков.

Самка южного соснового жука-древоточца – заботливая мать и хорошая хозяйка. Она не только выращивает грибы для питания своего потомства, но и защищает свой огород, для чего использует вещества, губительно действующие на другие грибы. А вещества эти – фактически гербициды — она получает в союзе с бактериями.

Когда самка жука-древоточца (dendroctonus frontalis) внедряется в дерево, чтобы отложить яйца, на ней «автостопом» переносятся споры гриба entomocorticium. Из спор внутри древесины вырастает целая грибная плантация для питания личинок жука. Эти грибы жуками просто необходимы — без них личинка хиреет и погибает. Но самка не только выращивает свой огород, но и возделывает его.

Как выяснили сотрудники университета Висконсин-Мэдисон, она прибегает к помощи бактерий, чтобы вырастить и сохранить урожай. Джеррод Скотт (Jarrod Scott) и ее коллеги использовали технику электронной микроскопии, чтобы детально описать взаимодействие жуков с бактериями. Под электронным микроскопом они рассматривали срез тоннеля, который личинка пробуравливает в древесине.

В древесине вырастают не только съедобные для личинок, но и другие грибы — ophiostoma minus, которые, как и всякие сорняки, идут в рост быстрее и заглушают ценную культуру. Чтобы сохранить урожай, с ними приходится бороться. И здесь жукам помогают бактерии рода streptomyces. Они выделяют вещества, которые обладают фунгицидной активностью. Причем уничтожению подвергаются грибы-сорняки, растущие быстро, а съедобные грибы остаются нетронутыми. Попадают бактерии в огород так же, как и полезные грибы, — в специальных органах на шее жучихи.

Партнерские отношения с бактериями распространены среди насекомых. Ранее соавтор работы Кэмерон Курье (Cameron Currie) наблюдала использование бактериальных гербицидов среди муравьев, выращивающих грибы под землей для питания личинок.

Скотт считает, что человек может использовать бактерии как источник нового вещества с противогрибковой активностью. Вещество, которое исследователи назвали микангимицином, — полиненасыщенная жирная кислота, несущая пероксидную группу, которая и служит его оружием.

Впрочем, вещество очень нестабильно, так что само по себе вряд ли представляет коммерческую ценность. Чтобы в этом убедиться, можно налить перекись водорода в растительное масло и посмотреть, что получится.