Вредители смородины и крыжовника. Смородина и крыжовник

Смородина и крыжовник

Вредители смородины и крыжовника

Смородинная стеклянница

Если у вас летом сначала начинают усыхать ветви смородины или крыжовника, а затем теряют тургор и сморщиваются висящие на этих ветвях ягоды, то у вас появился такая бабочка вредитель, как смородинная стеклянница. Она повреждает побеги как смородины, так и крыжовника.

Сама бабочка смородинной стеклянницы невелика, размах ее крыльев составляет всего около 2,5 см. Тело бабочки покрыто сиреневато-черными чешуйками, а брюшко украшают светлые поперечные полосы. Лет бабочек начинается примерно через две недели после начала цветения черной смородины. После спаривания, самки стеклянницы откладывают в трещинах коры на ветвях смородины или крыжовника до 60 яиц. Из яиц вскоре появивляются крошечные гусеницы белого цвета, которые проникают внутрь веток, выгрызая в них сердцевину, проделывая ход длиной до 40 см. Зимуют гусеницы здесь же.

С приходом весны, перезимовавшие гусеницы возобновляют питание, постепенно спускаясь к основанию ветви, все удлиняя ход. К осени второго года жизни, гусеницы достигают в длину около двух сантиметров, но так и не покидают своего уютного и хорошо защищенного жилища, а остаются внутри ветки на вторую зимовку. И только весной следующего года они прогрызают выход на поверхность ветки и окукливаются, а из куколки примерно в июне вылетают бабочки для размножения – цикл развития завершился…

Ветки, которые покинули гусеницы для окукливания, в конце периода цветения смородины и крыжовника или в начале созревания ягод начинают постепенно увядать и засыхать.

В качестве профилактики заражения растений смородины и крыжовника на первом месте стоит соблюдение правил агротехники и ухода за этими кустарниками в саду. Недопустимы механические повреждения коры веток. Важную роль играет регулярная обрезка кустов, с обязательным удалением и немедленным уничтожением поврежденных вредителями веток. Нельзя также оставлять после срезки пеньки, а раны нужно дезинфицировать или замазывать садовым варом.

Заметно снизить популяцию стеклянницы в саду помогает регулярный осмотр кустов с целью выявления этого вредителя по соответствующим признакам с последующим уничтожением вредителя. Для этих целей подойдёт препарат Искра Двойной Эффект (нужно1 таблетку препарата развести в 10 л воды). Можно также использовать раствор Актары, настой горчицы, ботвы и пасынков помидоров, пижмы, чистотела. При такой обработке растений одновременно уничтожаются не только гусеницы стеклянницы, но и многие другие вредители.

При использовании химических препаратов, обработку следует производить в рекомендуемые сроки, так как сделав обработку своевременно, вы получите и хороший эффект и химикаты успеют разложиться и смыться с растений до сбора с них урожая.

Совет по борьбе с муравьями: Отпугнуть от растений муравьев поможет смоченная в керосине ткань и разложенная на земле под защищаемым растением. В результате - специфический запах керосина отпугнет муравьев и других вредителей. Можно стволы растений обработать препаратом Абсолют, гелями Чистый дом или Великий воин, которые уничтожат не только рабочих муравьев, но и их матку.

Появление на кустах цветков с узкими, сросшимися лепестками грязно-розового цвета говорит о наличии очень опасного и заразного для других растений заболевания, известного под названием махровость. Пораженный куст необходимо немедленно выкорчевать и сжечь.

Ягодные кустарники часто подвергается нападению различных тлей, которые селятся на нижней стороне листьев и верхушках молодых растущих побегов. Тут поможет опрыскивание Фитовермом. Самка пильщика крыжовникового откладывает яйца, напоминающие связки бисера. Вылупившиеся личинки могут уничтожить все листья на кустарнике. Если осматривать ветки регулярно, то можно просто собрать гусениц.

О поражении листьев антракнозом или септориозом говорит наличие пятен на листьях смородины, которые потом опадают. Для лечения и профилактики этих заболеваний применяют 1%-ую бордосскую жидкость (состав бордосской смеси: 100 г медного купороса и 120 г гашеной извести). Опрыскивать поврежденные кусты нужно не позднее, чем за три недели до сбора урожая.

Для борьбы с мучнистой росой растения опрыскивают раствором, который готовят из 50 г кальцинированной соды, 50 г хозяйственного мыла, 50 г аммиачной селитры, которые растворяют в 10 литрах воды. Обработку желательно повторить 2–3 раза с интервалом в 10 дней.

О наличии смородинового почкового клеща говорят большие шарообразно вздутые почки. Клещ обитает внутри почек, стимулируя их разрастание до величины крупной горошины, почки при этом погибают и не распускаются. Борьба с почковым клещом сводится к сбору поврежденных почек и их уничтожению (лучше их сжечь), а также вырезке весной сильно повреждённых ветвей, во время распускания листьев.