Косатка малая (Бражникова) Leiocassis braschnicowi Berg, 1907, содержание, разведение, поведение, питание, корм, темпереатура воды

Косатка малая (Бражникова)

Косатка малая (Бражникова) = Leiocassis braschnicowi Berg, 1907

Косатка малая или косатка Бражникова втречается на Дальнем Востоке России, где отмечена в бассейне среднего и нижнего течения реки Амур. Обитает малая косатка большей частью в озерах, а зимует в русле Амура и глубоких протоках.

Косатка малая имеет длину тела до 18—22 см. Ее тело по форме вытянутое, вальковидное. Окраска верхней спинной стороны синевато-серая. Бока малой косатки беловатые, и на них имеются темные пятна, плавно переходящие друг в друга. Верхнечелюстные усики у малой косатки короткие. Первые лучи грудных плавников колючие, на внутренней их стороне имеются зазубрины. Первый луч спинного плавника косатки также видоизменен в колючку. По длине жировой плавник короче анального. Хвостовой плавник по форме двулопастной.

Половые отличия имеются как в окраске, так и особенностях внешнего вида. Самец заметно стройнее самки и окрашен светлее, его плавниковые колючки массивнее. Следует иметь в виду, что колючки на плавниках очень острые, поэтому при работе с косатками необходимо соблюдать меры предосторожности.

Косатка малая для содержания нуждается в аквариуме емкостью от 100 л. Жесткость воды для косатки роли не играет, рН должна быть около 7,0, температура 16—28 °С, зимой может снижаться до 4 °С. На дно желательно поместить крупный песок или мелкие окатыши гравия. Аквариум желательно декорировать живыми растениями, необходимы укрытия и коряги. Фильтрация и аэрация необходимы, как и еженедельная замена до 30 % объема воды.

Косатка малая по своему характеру мирная донная рыба, ведущая сумеречно-ночной образ жизни. Своих соседей по аквариуме не обижает, но с мелкими рыбами лучше в одном аквариуме не содержать, так как она их может принять за живой корм... А для кормления малой косатки подходит зообентос, а также комбинированные корма.

Размножение малой косатки в природе происходит в конце июня и июле. Нерест ступенчатый, порционный и происходит в речных протоках под крутыми берегами. Самки откладывают икру на подмытые корни различных растений. Самцы становятся половозрелыми на третий год, данные о наступлении половозрелости у самок отсутствуют. Максимальная плодовитость самок - до 3000 икринок, но обычно откладывается значительно меньше икринок.

Впервые, для размножения в неволе, косаток содержали в аквариуме емкостью 300 л со следующими параметрами воды: жесткость общая 5,4°, жесткость карбонатная 2,4°, рН 7,9. Для стимуляции начала размножения температуру воды в течение трех недель начали плавно понижать с 22 до 4 °С. После месячной зимовки ее повышали на 1 °С каждые сутки, раз в два дня производя подмену 1/4 объема воды. При температуре выше 14 °С производители стали вести более активный образ жизни и постепенно начали питаться. Малые косатки предпочитали плавать на течении, лишь изредка прячась в укрытиях. .

При температуре 18 °С первый самец начал рыть гнездовую ямку; в готовом виде гнездо представляло собой воронку диаметром 25 см и глубиной около 10 см. Нерест проходил утром. Самка, заплывая в гнездо следом за самцом, разворачивалась так, что ее голова оказывалась рядом с хвостом самца. Через несколько секунд самка, отметав икру, покидала воронку, а самец поправлял гнездо. Метки повторялись через шесть-семь минут.

После завершения нереста самец прогоняет самок прочь а сам остается охранять гнездо. Икра каплевидной формы, клейкая, бледно-зеленого цвета. Ее инкубация длится примерно 26—28 часов. Появившиеся личинки начинают питаться на третьи сутки. Наиболее подходящий стартовый корм для мальков - зоопланктон. Освещение у мальков должно быть рассеянным, так как они не переносят яркий свет и всегда стараются находиться в тени. Растут мальки быстро, увеличиваясь в длину на 1,5 мм ежедневно. Мальки — стайные, днем держатся в укрытиях, и лишь вечером выходят из укрытий и начинают охоту.