Колизы (Колиза медовая Colisa chuna, Колиза полосатая Colisa fasciata, Лябиоза Colisa labiosa, Лялиус Colisa lalia), содержание, разведение, поведение, питание, корм, темпереатура воды

Род Колизы = Colisa

Род Колизы (Колиза медовая, Колиза полосатая, Лябиоза, Лялиус)

Рыбки четырех видов, относящихся к роду Colisa, — излюбленные обитатели аквариума. Медовая колиза Colisa chuna живет в бассейнах рек Ганг и Брахмапутра (Индия и Бангладеш), в водоемах с низким уровнем воды и высокой температурой. Колиза полосатая Colisa fasciata встречается в южной и юго-западной части передней (то есть, западной) Индии и в бассейнах рек Инд, Ганг, Годавари, Махапади, Нарманда, преимущественно в небольших, хорошо освещаемых солнцем водоемчиках. Лябиоза Colisa labiosa обитает в водоемах реки Иравади и в мелких речках Восточной Индии и Бирмы. Лялиус Colisa lalia — обитатель рек Инд, Ганг, Брахмапутра, его ареал доходит до северной Индии, эта рыбка предпочитает водоемы с чистой, насыщенной кислородом водой, но описаны случаи нахождения лялиусов и на рисовых полях.

Колизы обитают в водах с густой растительностью, поэтому аквариум следует наполовину засадить длинностебельными травами (например, гигрофилами, лимнофилами), а открытое его пространство сверху прикрыть плавающими растениями, среди которых обязательно должна быть риччия — материал для строительства гнезда. Освещение аквариума сверху должно также экранироваться плавающими растениями. Эти рыбки достаточно пугливы и предпочитают не выходить на открытое, с чистой поверхностью, пространство. Пугаются они и приближающегося к аквариуму человека, значит, нужны густые заросли травы, куда они могут отойти.

Следует учесть, что лабиринтовый аппарат у них играет дополнительную роль, поэтому вода в аквариуме должна быть чистая, хорошо аэрируемая. Содержать колиз лучше не парой, а группой в 6-10 штук, поскольку и в природе они держатся стаями. Совмещать с более крупными лабиринтовыми, тем более с другими рыбами, крупнее их, не рекомендуется. Стаю колиз, особенно мелких видов, лучше содержать отдельно, они не любят суеты вокруг, но можно компоновать их с мелкими данио, харацинидами, сомиками. Особой агрессивности в стае колизы вне периода размножения не проявляют, но между самцами могут порой возникать поединки, которые обычно мирно завершаются.

Жизнь колиз в природе тесно связана с временами года, период размножения соответствует периоду муссонов, наполнением водоемов дождевой водой: приливание в аквариум свежей мягкой воды может быть стимулом к нересту. Все колизы очень теплолюбивы, указание в литературе, что иные из них переносят 16-18 °С, искажает их природу, наилучшей температурой будет 24-26 °С. При такой температуре и обильном кормлении самцы в стае начинают со временем строить гнездо. Можно управлять сроками нереста: стаю на две недели рассаживают в разные аквариумы и усиленно кормят, затем соединяют, осторожно подливают свежую воду (колизы легко простужаются от перепада температуры на 2 °С) и поднимают температуру до 26-28 °С. Разведение парное, но возможен и групповой нерест, когда в просторном аквариуме несколько самцов строят гнезда (следует стремиться, чтобы их нерестовые ревиры не соприкасались). В стае лучше, чтобы преобладали самки, хотя, с декоративной точки зрения, самцы ярче и красивее.

Пенное гнездо строится на поверхности, имеет большее или меньшее включение растительных частиц. Оно обязательно фиксируется на месте с помощью включенных в его структуру стеблей и плавающих листьев. Работа под гнездом — удел самца, самку (или самок) после откладки икры самец отгоняет от места нереста. Мальки маленькие или очень маленькие (у лялиуса), поэтому стартовый корм — инфузории, «живая пыль». Взрослые рыбы берут и живой, и комбинированный (сухой) корм, но из живого предпочитают некрупные организмы (крупных личинок насекомых лучше резать).

Обзор видов рода: Колизы